Тема «9 лет признания независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией. Ожидания и реалии» была обсуждена сегодня на круглом столе, в работе которого приняли участие Президент Анатолий Бибилов, руководители министерств, ведомств и силовых структур, а также общественные деятели и сотрудники средств массовой информации.

Политический обозреватель и модератор круглого стола Юрий Вазагов провел небольшой политический и экономический экскурс в историю развития Южной Осетии за прошедшие 9 лет, а также затронул ход событий, предшествующих решению Президента России Дмитрия Медведева.

«Решение о признании Южной Осетии стало эпохальным и своего рода водоразделом не только для Южной Осетии и Абхазии, но и для самой Российской Федерации. После событий 2008 года Россия вышла на международную арену с другой политикой – принципиально ответственной, которая главной задачей поставила защиту своих граждан, при этом строго в рамках международного права.

А Южная Осетия за эти 9 лет прошла определенный путь своего развития, становления государственных институтов, были проведены три президентские кампании, две парламентские и два референдума. Государственность Южной Осетии можно назвать сложившейся и устойчивой к внешним и внутренним кризисам», – сказал он.

Далее слово было предоставлено главе государства.

Анатолий Бибилов поздравил всех с наступающим праздником – 9-й годовщиной признания государственности Южной Осетии Российской Федерацией, – подчеркнув его историческую важность для всего югоосетинского народа и вспомнив имена героев-защитников Отечества, а также политических деятелей, сыгравших весомую роль на пути к независимости республики.

«Когда речь касается 2008 года и периода до 2008 года, то любой гражданин, каждый ответственный руководитель, в том числе и Президент, являются одним целым, которое пробивало эту дорогу в течение 20 лет. Для Южной Осетии решение о признании независимости республики является судьбоносным, потому что стоял вопрос: «Быть или не быть Южной Осетии, как части осетинского этноса?». Судьба так распорядилась, что югоосетинскому народу хватило мужества стоять до конца, хватило уверенности и России, чтобы признать Южную Осетию», – отметил он.

Президент также затронул не менее важную тему ожидания и реалий, подчеркнув, что, несомненно, государственность Южной Осетии состоялась в полной мере и на сегодняшний день республика является субъектом международного права.

«Самая важная задача, которая стоит перед нами, – совместными усилиями продвигать развитие нашей республики и, в первую очередь, – экономическое развитие. Руководство республики сейчас полностью мобилизует свой административный ресурс для того, чтобы внутренние резервы, которые есть в Южной Осетии в разных сферах, были реализованы. Я надеюсь, что баланс участия в развитии республики руководства и народа будет сохранен и мы будем иметь тот результат, который хотим видеть», – сказал он.

О том, насколько Южная Осетия смогла использовать те возможности экономического развития, которые у нее были за прошедшие 9 лет, а также о перспективах развития экономики республики рассказал Министр экономического развития Геннадий Кокоев.

«Безусловно, какие-то программы за 9 лет были реализованы, но если брать экономическую составляющую, то я могу сказать, что прошедшие 9 лет – это время упущенных возможностей. Сделали ли мы что-нибудь для того, чтобы определить сумму материального ущерба, который был нанесен безумной акцией грузинских властей по отношению к Южной Осетии? К сожалению, мы можем констатировать, что мы ничего в этом плане не сделали. Я проведу небольшую аналогию…

После того, как были заключены Сочинские (Дагомысские) соглашения и были введены в республику миротворческие силы, была создана Комиссия по определению экономического ущерба от грузинской агрессии, построенная на многосторонней основе. Комиссия представила 34 миллиарда советских рублей в ценах 1984 года. 1/3 от этой суммы должна была выплатить грузинская сторона, 2/3 – российская. Российская сторона поэтапно исполняла свои обязательства по этим соглашениям, грузинская эти цифры не признавала. Что же касается 2008 года, то была попытка оценки материального ущерба Правительством Южной Осетии, была представлена сумма, равная около 1 миллиарду американских долларов, но эта цифра так и не была никуда представлена. А ведь определив сумму нанесенного ущерба, наши представители могли бы ее предъявить грузинской стороне на площадке Женевских дискуссий и объявить о серьезнейшем ущербе, нанесенном Грузией.

Что касается послевоенного становления, 9 лет – большой срок для такого небольшого государственного образования, как Южная Осетия. И вполне можно было бы основные отрасли народного хозяйства восстановить, а потом и развивать. Мы же наблюдаем сейчас достаточно тяжелое положение: во многих отраслях вместо прогресса мы видим откровенный регресс», – подчеркнул Геннадий Кокоев.

Он также добавил, что «руководство нашего государства знакомо со сложившейся ситуацией и у нашего руководства есть абсолютно твердая убежденность в том, что мы должны развивать свою экономику, энергетику, промышленную сферу, агропромышленный комплекс и все сферы услуг. И у руководства есть ясное видение того, как мы будем их решать».

Участниками круглого стола были затронуты и другие вопросы, в частности, об информационной политике, проводимой в республике с 2008 года по настоящее время, о том, насколько активно используются информационные методы продвижения интересов Южной Осетии на международной арене, а также развития средств массовой информации на данном этапе. Свое мнение высказали Государственный советник Президента Константин Кочиев и глава Медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева.

«Для нас важно, чтобы мы могли самостоятельно развиваться, чтобы экспертное сообщество прониклось к нам уважением и увидело, что Южная Осетия – состоявшееся государство. Оно должно понимать, что здесь находятся люди, которые думают и решают будущность своего народа», – заметил Константин Кочиев.

С наступающим праздником своих собеседников поздравила и Ирина Гаглоева, которая также отметила, что 26 августа – это одна из важных дат в новейшей истории осетинского народа.

«Российско-осетинские отношения все эти почти 300 лет складывались по-разному, но всегда были очень важными для нашего общества. А август 2008 года стал месяцем надежды и символом продвижения вперед.

Я хочу сказать, что практически на всех периодах до признания независимости Южной Осетии из имеющихся информационных возможностей использовались все. Но удивительная вещь произошла после признания нас Россией, когда появилось множество возможностей обеспечения и развития, а у нас в информационной сфере все начало нивелироваться, в том числе и в идеологическом смысле. Я считаю, что на сегодняшний день республиканским информационным ресурсам нужно пересмотреть механизмы работы и определить более четкие направления. Информационная война продолжается, и если мы ее тогда не проигрывали, то сейчас, я думаю, что проигрываем. Необходимо чаще проводить круглые столы и очень важно их показывать народу, чтобы все знали, что определенными людьми обсуждаются насущные проблемы», – отметила она.

С Ириной Гаглоевой согласился и глава государства, подчеркнув, что были времена, когда практически каждому журналисту указывали, о чем и как писать, и когда журналисты находились под цензурой.

«Руководители не должны бояться журналистов, если же кто-то боится, то это означает, что он не умеет общаться, не знает, что сказать, или же не знает, что делать», – сказал он.

Возможность изложить свое видение о развитии Южной Осетии за 9-летний период была предоставлена практически всем участникам круглого стола. В ходе состоявшейся дискуссии прозвучали различные мнения, однако ни у кого не возникло никаких сомнений в том, что именно Указ Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева №1261 от 26 августа 2008 года является актом, который спас народ Южной Осетии и который заложил основу ее государственного и экономического развития.