Накануне десятилетия российской операции принуждения Грузии к миру Анатолий Бибилов рассказал о боевых буднях миротворцев и о послевоенном росте обороноспособности Южной Осетии.

Президент Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов в августе 2008 года служил в миротворческом батальоне Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта. Он активно участвовал в боевых действиях в ходе грузинской агрессии. Организовал оборону одного из районов Цхинвала. За проявленный героизм награжден высшей государственной наградой Республики Южная Осетия – Орденом «Уацамонга». Беседу вел Александр Хроленко.

— Анатолий Ильич, во время грузинской агрессии 2008 года Вы с оружием в руках защищали Цхинвал, были ранены. Как это происходило и чем более всего Вам запомнилось 8 августа?

— Задачу организации обороны Привокзальной площади утром 8 августа мне поставили полковник Казбек Николаевич Фриев и командир осетинского батальона миротворцев Филипп Шотаевич Хачиров. Это было после массированного ночного обстрела Цхинвала и грузинские войска уже входили в город со стороны Никози и Хетагурово. Мы организовали оборону, а к вечеру 8 августа сделали первую зачистку городских кварталов силами роты миротворцев, подразделений югоосетинских Минобороны, КГБ, Госохраны, МВД и группы ополченцев (основные миротворческие силы были рассредоточены по постам вдоль линии разделения на территории всей республики).

Каждое подразделение выполняло свою задачу в определенном секторе. В ходе короткого боя с наступающими грузинскими военнослужащими на улице Героев я вел огонь из снайперской винтовки на площадке у подъезда. Грузины вычислили мою позицию. Попал под обстрел крупнокалиберного пулемета бронемашины «Скорпион», был ранен в районе глаза и в бедро. Мы все же остановили наступление противника, вторая группа грузин поднималась уже за убитыми и раненными из первой волны.

— То есть, в первые же часы противодействие вооруженной грузинской агрессии было не просто отважным, но и эффективным, хорошо организованным?

— Грузинские войска заходили в Цхинвал с разных сторон: от района так называемого Шанхая (где «утюжили» городок миротворцев) до улиц Героев и Харебова. Если бы не организованные и эффективные действия миротворцев и ополченцев, то пришедшим на выручку 10 августа российским войскам уже некому было бы помогать. Здесь осталось бы только «чистое поле».

Имея всего около двух рот личного состава (примерно двести человек – Ред.), мы быстро сообразили, что от собранности, дисциплины и управляемости зависит очень многое, в том числе и жизнь каждого из нас. Поэтому каждое подразделение, вне зависимости от ведомственной принадлежности, действовало в рамках общего плана как автономная и полноценная боевая единица и свою задачу выполнило. О силе сопротивления агрессорам говорит тот факт, что три попытки грузинских войск закрепиться в Цхинвале были успешно отбиты.

С другой стороны, если бы в Москве не было своевременно принято решение о принуждении Грузии к миру, думаю, к исходу 10 августа в Цхинвале сложилась бы катастрофическая ситуация и пройдена точка невозврата. Наши подразделения уже выдыхались, не хватало боеприпасов, связи, резервов.

— Прошло десять лет. Насколько изменились вооруженные силы республики и что можно сказать сегодня об эффективности объединенной войсковой группировки России и Южной Осетии?

— В сравнении с 2008 годом уровень боеготовности подразделений Минобороны Южной Осетии значительно возрос, прежде всего, за счет перевооружения и тех молодых ребят, которые получили военное образование в России. Мы имеем профессионалов, которые очень серьезно относятся к службе и дисциплине. Обустроен современный полигон, созданы все условия для полноценной боевой подготовки войск. Проводятся совместные сборы и учения с подразделениями Минобороны РФ.

Если коснуться обеспечения единого контура безопасности, то в него попадают южные рубежи России и территория нашей республики. Министерство обороны РЮО и Министерство обороны РФ немало сделали к сегодняшнему дню на этом направлении. Безопасность республики обеспечивают совместными усилиями осетинские и российские военнослужащие (из состава 4-й военной базы). В едином контуре надежно обеспечена защита Республики Южная Осетия от воздействия внешних факторов и сил.

— Несмотря на оборонное сотрудничество России и Южной Осетии, граница с Грузией остается горячей. США и НАТО стремятся проецировать силу в этом регионе. Насколько велика военная угроза с юга?

— Политическое руководство Грузии до сего дня отказывается подписывать меморандум о неприменении силы. Продолжается перевооружение грузинской армии, а военно-политическое руководство в Тбилиси не изменило своих реваншистских целей в отношении Южной Осетии и Абхазии. Недавно на Западе вооруженным силам Грузии выделили еще 100 миллионов долларов.

В определенных обстоятельствах Грузия и ее западные покровители способны снова применить силу против югоосетинского и абхазского народов. Очевидно, угроза вооруженной агрессии с юга существует, несмотря на огромный сдерживающий фактор российского присутствия (югоосетинские пограничники охраняют рубежи республики совместно с российскими коллегами из пограничного управления ФСБ). Сегодня стоит задача обеспечения полного контроля и инженерно-технического оборудования границ Республики Южная Осетия на всем их протяжении. Будем наращивать технические средства защиты.

— Какова ситуация с внутренней безопасностью, сокращается ли в республике влияние деструктивных религиозных сект и финансируемых Западом неправительственных организаций, которые ранее пытались едва ли не диктовать законы Парламенту РЮО?

— Зарубежные попытки оказывать «либерально-демократическое» влияние на внутреннюю ситуацию в Республике Южная Осетия еще сохраняются, однако погоды не делают и не тревожат. Мы надежно контролируем ход событий и принимаем действенные меры, в том числе превентивные, для компенсации потенциальных угроз государственному устройству и стабильности общества. Влияние и методы, подобные тем, что применялись в Грузии и на Украине, в нашей республике исключены. Я уверен в этом.

— Еще один аспект внутренней безопасности РЮО – раны войны, которые приходится залечивать много лет. Недавно завершился очередной этап разминирования местности, которое было организовано по Вашей инициативе совместно с МЧС России. Каковы итоги и перспективы этой работы?

— Во-первых, хочу выразить огромную благодарность руководству МЧС Российской Федерации за оперативное реагирование на наш запрос об очистке территории республики от взрывоопасных предметов. Группировка российского МЧС из структуры миротворческих сил «Лидер» уже в течение двух лет выполняет боевую задачу в Южной Осетии.

В нынешнем году была проведена серьезная, большая работа – обнаружены, извлечены и уничтожены сотни взрывоопасных предметов. Только в первый день на старой дороге из населенного пункта Чех в Зар были обнаружены две противотанковых мины. Отсутствие карт минных полей и горно-лесистая местность усложняют действия саперов. Однако МЧС России располагает прекрасной техникой для разминирования, использует в Южной Осетии роботов, поэтому все задачи выполняются с высоким качеством и в запланированные сроки. Мы уже направили запрос на 2019 год и определили участки местности для разминирования. Площади значительные и очень сложные.

— Как Югоосетинское государство заботится о ветеранах длительной вооруженной борьбы за независимость республики (пенсии, медицинское обеспечение, социальные льготы)?

— Самыми главными ветеранами мы считаем участников Великой Отечественной войны. И некоторые из них, к сожалению, были убиты на родной земле в 2008 году руками грузинских последователей германских фашистов. Это большая боль.

Что касается ветеранов боевых действий нового века, мы исходим из финансовых возможностей республики. Очень хочется, чтобы все они получали денежные выплаты и льготы. Это впереди, мы это сделаем. Сегодня Правительство сконцентрировалось на увеличении доходной части бюджета РЮО. За минувший год мы серьезно увеличили бюджет, но есть и другие заботы: низкие пенсии и зарплаты ниже прожиточного минимума. Поэтому наряду с ветеранами боевых действий стараемся не забывать о других категориях граждан, которые находятся в сложной жизненной ситуации.

— Ранее Вы коснулись темы обучения молодых офицеров республики в военных вузах России. Что делают Президент и Правительство РЮО для военно-патриотического воспитания молодого поколения в целом?

— В Южной Осетии молодежь с уважением относится к старшим, хорошо помнит героических праотцов и стремится им подражать. Военно-патриотическое и морально-нравственное воспитание молодежи начинается в младших классах средней школы (проводим конкурсы сочинений, военно-исторические и спортивные состязания). Кроме того, у нас имеется кадетская школа Министерства обороны РЮО, достижения которой высоко оценены на международном уровне.

Sputnik Южная Осетия