Следующие новости

Президент Южной Осетии Леонид Тибилов, совершивший визит в российскую столицу, перед своим отъездом из Москвы встретился с корреспондентом «Известий» и рассказал, какие планы у республики относительно проведения референдума по вопросу вступления в состав России, какие вопросы обсуждались с главой ФСБ Александром Бортниковым и каковы шансы наладить отношения с Грузией.

— Леонид Харитонович, Ваш визит в Москву был несколько неожиданным. 

— Это рабочий визит. Он готовился последние месяцы. У меня состоялась встреча с директором ФСБ Александром Бортниковым. В основном разговор касался выполнения союзнического Договора между РЮО и РФ, который был подписан в марте прошлого года, — в части обеспечения безопасности республики и охраны госграницы. На сегодняшний день взаимодействие соответствующих ведомств Южной Осетии и России находится на достаточно высоком уровне. Соответствующие службы наших стран совместно охраняют государственную границу с Грузией, и это взаимодействие нас вполне удовлетворяет. Граница на данный момент полностью закрыта. В ближайшее время начнется ее усиление в плане технического оснащения.

— Во время Вашего визита в Москву были еще какие-то важные встречи?

— Состоялась встреча с заместителем Председателя Правительства России, сопредседателем от российской стороны Межправительственной комиссии наших стран Александром Хлопониным и Министром России по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым. Мы обсудили ряд экономических и инвестиционных проектов, в частности, вопросы кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Южная Осетия. Также обсудили вопросы социально-экономического развития республики и вопросы завершения тех проектов, на которые ранее, я имею в виду в период с 2009 по 2011 год, были выделены деньги, но сами проекты до сих пор не завершены. К примеру, резервная линия электропередачи, которая бы соединяла ЮО с энергосистемой Северной Осетии через Рукский туннель. Сегодня ЮО получает электроэнергию по линии, которая проходит через Кавказский хребет по очень труднодоступным местам. Когда линия выходит из строя, особенно в зимний период, республика остается без электричества. В 2010 году на резервную линию было выделено более 200 млн рублей. По плану она должна была идти через Рукский туннель. Это давало бы возможность бесперебойного обеспечения республики электричеством. Однако объект не был построен до конца и не введен в строй. Мы добиваемся того, чтобы вложенные деньги не пропали, а объект был завершен. По этому и другим вопросам тоже есть взаимопонимание.

 — Что будет с остальными проектами, на которые также выделены средства,  деньги потрачены, но они не введены в строй?

— Эти вопросы поднимались мною на встречах с руководством РФ. Просил оказать содействие. И нашел понимание. До 2012 года республике были выделены достаточно большие суммы. В мае 2012 года, почти сразу же после выборов, по моему поручению была проведена проверка их использования. Проверку осуществляли Генеральная прокуратура республики, а также контрольно-счетная палата. Было возбуждено порядка 70 уголовных дел, около 47 уголовных дел переданы в Генпрокуратуру России, так как фигурантами этих дел являются жители РФ, которые в те годы работали в Южной Осетии. Общий ущерб составляет где-то более 460 млн рублей. Конечно, мы заинтересованы, чтобы был произведен возврат этих денег, которые будут направлены на восстановление разрушенного народного хозяйства. В принципе для этого они и выделялись тогда. Будем добиваться практической реализации обсуждаемых предложений.

 — Обсуждался ли во время Вашего визита вопрос нормализации отношений с Грузией?

— Этот вопрос не обсуждался. Грузия сегодня не делает абсолютно ничего для того, чтобы в перспективе можно было бы обсудить какие-то вопросы касательно налаживания отношений. На сегодня с этим государством у нас нет никаких отношений, помимо работы в рамках женевских дискуссий. Но и здесь Грузия уходит от поставленного нашими сторонами (РЮО и Абхазии, при поддержке российской стороны. — «Известия») на дискуссиях вопроса о необходимости подписания документа, юридически обязывающего Грузию не применять силу против Южной Осетии и Абхазии.

 — Военно-грузинская дорога закрыта. Почему бы не пустить этот поток автомобилей через Южную Осетию? В частности, очень много автомобилей из Армении.

— К нам с просьбой помочь проехать через территорию нашего государства никто не обращался. Всё упирается в вопрос нормализации отношений двух государств, но по нему я уже обрисовал ситуацию.

 — А какова ситуация в Ленингорском районе?

— Ленингорский район — относительно непростой. Особенность его в том, что до 2008 года часть его территории была оккупирована грузинскими властями и находилась под юрисдикцией Грузии. В районе много смешанных семей, у кого-то дети в Тбилиси учатся, у кого-то родители там. Эти связи продолжают функционировать. Война 2008 года непосредственно не коснулась Ленингорского района. Но за те 15 лет, пока район находился в таком состоянии, на его территории не было сделано ничего: никто не прокладывал и не ремонтировал дороги, не занимался ремонтом жилья, не строил детские сады и школы. Те школы и больницы, которые были в районе, находились в удручающем состоянии. Всё это мы увидели, когда район вернулся в состав республики. Сегодня наше правительство занимается решением проблем района. Наша задача — дать понять людям, живущим в районе, что республика — признанная независимая свободная страна. И в ней им будет житься лучше, чем было раньше. Конечно, многие хотят, чтобы сразу было всё хорошо, но так бывает только в сказке.

В Ленингорском районе мы реализуем множество проектов: практически построили Дом культуры, средняя школа строится, дорога, которой даже в советское время не было, теперь есть. В 2014 году мы ее завершили, она связывает Цхинвал и Ленингор. Автобусное сообщение имеется практически во все села. Жители Ленингора могут свободно приезжать в Цхинвал, выезжать за пределы республики. Конечно, есть проблемы, касающиеся пересечения границы. Исходя из гуманитарных соображений постановлением правительства республики была определена система пропусков специально для жителей района. Это для того, чтобы жители Ленингора общались со своими родственниками. Местные жители, которые отказываются от грузинских паспортов, получают паспорта республики. Со временем эта проблема будет решена полностью.

— Тему проведения референдума о вхождении РЮО в состав России обсуждали не только в самой республике, но и в Москве. Теперь же разговоры поутихли. С чем это связано?​​​​​​​

— По рекомендации политического совета при Президенте проведение референдума было перенесено на срок после президентских выборов 2017 года.

«Газета Известия»