Леонид Тибилов: «Россия для нас единственный стратегический партнер и союзник»
29 декабря 2015 года2015 год стал знаковым в отношениях Южной Осетии и России. Межгосударственные отношения двух стран перешли на качественно новый уровень развития – союзничество и интеграцию, обозначенные в подписанном президентами России и Южной Осетии 18 марта текущего года в Москве Договоре о союзничестве и интеграции между РЮО и РФ. О том, как сегодня идет работа над реализацией договора, чем живет республика, какие планы строит по развитию экономики, о внешней политике и об отношениях с Грузией в интервью ТАСС рассказал президент Южной Осетии Леонид Тибилов.
– Уходящий год для Южной Осетии был насыщен важными внешне- и внутриполитическими событиями, главным из которых было подписание Договора о союзничестве и интеграции между РФ и РЮО. Как он реализуется и когда все его пункты начнут работать в полной мере?
– Действительно, уже неоднократно отмечалось, что подписание Договора о союзничестве и интеграции 18 марта 2015 года для Южной Осетии стало не просто важным событием. Южная Осетия обрела статус союзника России, по внешнему контуру границ двух стран было очерчено единое пространство безопасности. Это качественно новый уровень двустороннего сотрудничества, это отношения практически полного взаимопонимания и доверия. Договор охватывает целый ряд сфер двустороннего взаимодействия, это определяет его рамочный характер, определяет необходимость детализации, конкретизации его положений в специальных дополнительных соглашениях и программах. Предполагается подписать в общей сложности двенадцать таких документов. По некоторым из них практически нет прецедентов, настолько уникален тот формат двустороннего взаимодействия, который должен определяться этими соглашениями, как, например, по оборонным вопросам.
– А на какой стадии сейчас находится работа по дополнительным соглашениям?
– Работа в этом направлении идет очень интенсивно. Завершена работа над проектом совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел, практически завершена редакционная работа по соглашению о порядке интеграции в таможенной сфере. Сейчас в стадии согласований проекты нескольких документов, которые должны быть полностью готовы в течение нескольких недель, чтобы выдержать предусмотренные договором сроки.
– Формирование единого контура безопасности, упрощенное пересечение границы, преобразования в социальной сфере – все эти вопросы обозначены в договоре, а как это будет выглядеть на деле?
– Единое пространство обороны, единый контур безопасности – одна из ключевых характеристик отношений союзничества. Единое пространство предполагает высокий уровень оборонного взаимодействия наших военных, слаженности, тактической совместимости. Ради повышения качества взаимодействия мы пришли к общему мнению о вхождении части отдельных подразделений нашей армии в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Сейчас, с формированием единого оборонного пространства, когда нападение на одну из сторон становится равнозначным агрессии против другой, появляется возможность оптимизации возможного боевого применения двух компонентов обороны на территории Южной Осетии – российского и, соответственно, южноосетинского. Отпадает необходимость дублирования тех составляющих, которые эффективнее реализуют подразделения российской военной базы, например противовоздушная оборона, реактивная артиллерия, тяжелая бронетехника. У южноосетинских военных есть свои сильные стороны: опыт боевых действий в условиях населенных пунктов или, скажем, горнострелковая подготовка, отличное знание своей территории с ее сложнейшим рельефом. Вместе два компонента – российский и южноосетинский – имеют намного больший потенциал. Из такого понимания и опыта исходит южноосетинская сторона и встречает понимание россиян.
Вы спросили об упрощенном пересечении границы – этот вопрос сохраняется в нашей двусторонней повестке, однако по инициативе российской стороны работа по этому направлению переносится на определенное время в связи с изменением военно-политической обстановки в регионе. Мы с пониманием относимся к мнению российских коллег. Что касается южноосетинской стороны, то в Южной Осетии полностью готовы приступить к совместной работе по упрощенному пересечению границы в любое время.
И, наконец, в отношении социальной сферы. Вся запрошенная российской стороной исходная информация к разработке рабочего проекта соглашения по софинансированию повышения заработной платы бюджетников была нами направлена в августе и сентябре 2015 года в Москву, ожидается поступление рабочего проекта от российской стороны. Буквально несколько дней назад от российской стороны поступил доработанный проект по вопросам пенсионного обеспечения, который после обсуждения рабочей группой направлен для согласования в парламент РЮО. Прорабатывается проект Соглашения о создании системы страхования граждан РФ, проживающих на территории РЮО. Уже подписаны двусторонние документы, предусмотренные договором в сфере образования, науки, культуры, развития русского и осетинского языков. В целом взаимодействие по доводке договорно-правовых основ нашего двустороннего сотрудничества идет интенсивно, с обеих сторон есть понимание задач и стремление работать на результат.
– Вы не раз обозначали свою поддержку России в отношении ее внешнеполитических действий, и в частности в сирийском вопросе. А какую-нибудь практическую помощь Южная Осетия может оказать в борьбе с запрещенной в РФ террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ)? Например, военными специалистами?
– Как я не раз уже заявлял, Российская Федерация для Южной Осетии – стратегический партнер и союзник, и мы всецело поддерживаем внешнеполитические действия России, в том числе и в сирийском вопросе, в борьбе с террористами.
И наша практическая помощь заключается в том, что Южная Осетия обеспечивает безопасность южных рубежей от проникновения на ее территорию нежелательных элементов, ведь известно, что многие граждане Грузии воюют на стороне ИГ, и никто не знает, где и как они себя проявят.
Бойцы Южной Осетии принимали участие во всех без исключения военных действиях, которые вела Россия на протяжении уже свыше двухсот лет, можно сказать, от южных гор и до северных морей, причем воевали достойно, свидетельством чему многочисленные высокие боевые награды России и СССР, которыми отмечены во многих семьях мужчины уже в нескольких поколениях. Российско-осетинское боевое содружество складывалось столетиями. Наш народ не забывает добра, никогда не забудет и роли России в спасении Южной Осетии от геноцида.
– Военный конфликт с Грузией, который в августе 2008 года перерос в вооруженную агрессию, унес жизни тысячи мирных людей, среди которых и российские миротворцы. Как сегодня складываются отношения с соседним государством и понесет ли, на ваш взгляд, Грузия какую-то ответственность за военные преступления и свои действия против человечности в отношении южноосетинского народа?
– Знаете, мы сомневаемся, что Грузия понесет наказание со стороны мирового сообщества, коль по прошествии стольких лет по отношению к Южной Осетии, к нашему народу, с их стороны мы видим наглядную демонстрацию политики двойных стандартов. Западные страны, и в том числе США, всецело поддерживают и поощряют Грузию в ее захватнической политике и стремлении уничтожить осетинский народ. О какой ответственности мы можем говорить?!
Возьмем хотя бы Саакашвили, которого как в насмешку над одесситами с протекции Запада назначили губернатором Одесской области. Человека, который вероломно напал на спящий Цхинвал и виноват в гибели тысячи людей. Даже в собственной стране он является изгнанником.
– А с Грузией есть ли какое-то потепление?
– У нас с Грузией на сегодняшний день нет никаких отношений. Единственная площадка, на которой мы можем обмениваться мнениями, – это Женевские международные дискуссии. На протяжении семи лет это единственная переговорная площадка. И ни о каких отношениях до подписания юридически обязывающего мирного соглашения с отказом от любых претензий на нашу землю у нас с Грузией речи быть не может.
Хотя мы неоднократно заявляли о своей готовности выстраивать с Грузией равноправные межгосударственные отношения, если грузинское руководство признает независимость нашей республики, компенсирует нанесенный ей ущерб и подпишет документ о неприменении силы в отношении Южной Осетии. Но по сегодняшний день грузинское руководство уклоняется от подписания юридически обязывающего документа.
Конечно, может показаться, что Грузия сменила риторику на более мягкую, но она по-прежнему строит агрессивные планы и зарится на нашу землю. История преподнесла нам хороший урок, и мы не испытываем никаких иллюзий в отношении истинных намерений Грузии.
Еще раз подчеркиваю – Россия для нас единственный стратегический партнер и союзник. И только вместе с Российской Федерацией народ Южной Осетии может чувствовать себя в безопасности.
– В вопросах референдума о вхождении Южной Осетии в состав России и воссоединения Севера и Юга Осетии вы не раз обозначали несвоевременность данного шага, однако, вопреки этому, неожиданно объявили о своем решении инициировать референдум. Вы считаете, что время пришло? Чем было обусловлено это решение и когда планируется его проведение?
– На фоне того, что происходит сегодня в мире, и с учетом важности данного вопроса для южноосетинского народа, я как президент страны выразил готовность к проведению референдума по вопросу о вхождении Южной Осетии в состав Российской Федерации.
Для данного вопроса существуют много механизмов, и он нуждается в юридической доработке. Мы сейчас работаем над этим и еще не определились со временем его проведения.
– Насколько нам известно, в советское время Южная Осетия была агропромышленным регионом, где практически в равной доле были развиты как промышленность, так и сельское хозяйство. На чем сегодня руководство республики ставит акцент в вопросах экономического развития?
– Несмотря на то, что у нас есть хороший потенциал для развития промышленности, которую мы, безусловно, будем поддерживать, основной упор на данном этапе ставится на сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства является приоритетным направлением, так как насыщение рынка продуктами местного производства является существенным звеном в обеспечении продовольственной безопасности республики. У нас уже есть удачные примеры развития тепличного хозяйства, рыбоводства, животноводства и свиноводства. Наряду с этим необходимо развивать переработку продукции сельского хозяйства. Также необходимо развивать и мясомолочное животноводство.
Большое внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства, где в условиях РЮО сконцентрировано много активного и трудоспособного населения.
– А как вы смотрите на реализацию в республике проектов интенсивных садов, развитие которых в России, и в частности на Северном Кавказе, сегодня очень актуально?
– Это очень актуальный вопрос, и, конечно, мы в Южной Осетии не можем обойти его стороной. Определенные планы по развитию интенсивных садов мы уже наметили на 2016 год: более 70 га земли будут засажены плодовыми деревьями, урожайность которых, по предварительным подсчетам, составит около 3,5 тыс. тонн. Безусловно, это предполагает создание и определенной инфраструктуры хранения, которую мы также планируем организовать.
– Леонид Харитонович, а какая работа ведется по привлечению иностранных инвесторов в республику и какие условия, гарантии вы можете предложить для их инвестиций?
– Иностранные инвестиции необходимы в любом обществе с рыночной экономикой. На данном этапе развития республики экономическая политика Южной Осетии направлена на восстановление национальной экономики и обеспечение национальной безопасности.
Финансовая помощь, оказываемая Российской Федерацией Южной Осетии, не является достаточной для полномасштабных экономических процессов. Поэтому упор делается на привлечение иностранных инвестиций. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Южной Осетии, включая и иностранные инвестиции, осуществляется законом республики «Об инвестиционной деятельности», принятым в прошлом году.
Фундаментальные правила по осуществлению иностранных инвестиций в республике подробно обозначены во второй главе закона. Если быть точнее — одним из основных принципов закона является привлечение иностранных инвестиций, а также создание условий для осуществления национальных инвестиций, иностранным инвесторам гарантируется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый национальным, за исключением случаев, когда законодательством Южной Осетии устанавливаются отдельные особенности ограничительного характера. Иностранным инвесторам предоставляется гарантия от экспроприации и национализации капитала, а также налоговые льготы.
На данном этапе с помощью исполнительных органов власти и посольства Южной Осетии в РФ ведется активная работа с бизнес-сообществами регионов Российской Федерации на предмет привлечения их на рынок республики.
У нас уже есть прецедент успешного инвестирования в республику, созданный Таймуразом Боллоевым. Его швейная фабрика БТК-4 уже два года успешно работает в Южной Осетии. Благодаря работе фабрики более 500 наших граждан трудоустроены и получают хорошую зарплату. В этом году фабрика досрочно перевыполнила план, выпустив 85% продукции от объемов, выпускаемых питерским головным предприятием, вместо 35%, выпущенных в прошлом году.
Кроме того, в этом году в торжественной обстановке мы заложили первый камень под строительство производственного комплекса по выпуску охлажденных полуфабрикатов, колбас и деликатесов «Растдон», организованное нашим соотечественником генеральным директором холдинга «Евродон» Вадимом Ванеевым. Предполагается, что уже в первой половине 2016 года предприятие начнет выпускать свою продукцию.
Есть еще немало привлекательных инвестпроектов, которые в данный момент находятся на рассмотрении правительства.
– Для обеспечения энергобезопасности республики недавно вами был подписан указ о строительстве в Южной Осетии малых ГЭС, среди которых пилотным является Зонкарское водохранилище. Какие средства заложены под этот проект и когда планируется ввести первую ГЭС в эксплуатацию?
– Вы правы, мной подписан указ о строительстве малых ГЭС на территории Южной Осетии. Мы на постоянной основе получаем электроэнергию из Российской Федерации по Транскавказской магистрали, которой обеспечиваем всю нашу республику, и мы благодарны за это руководству России. Но, к сожалению, имеют место ситуации с отключением электричества из-за частых аварий. Зачастую это происходит из-за каких-то природных катаклизмов, особенно в зимний период, так как в высокогорье природа диктует свои законы.
Рассмотрев ряд проектов, я принял решение о строительстве в Южной Осетии малых ГЭС, которые взяли бы на себя функции по бесперебойному обеспечению электричеством населения республики в случае отключения основной линии из Северной Осетии.
Проект строительства объектов гидрогенерации на реках Большая Лиахва и Малая Лиахва включает в себя комплексное строительство Зонкарской ГЭС в 6,4 МВт на Малой Лиахве и каскада ГЭС на Большой Лиахве. В Южной Осетии очень высокий водный потенциал, и мы должны его использовать для создания собственных ГЭС, а Зонкарское водохранилище в этом смысле является хорошим подспорьем.
Что касается средств, то мы работаем с инвесторами, которые сейчас ведут расчеты. И после того, как они завершат работу, мы уже можем иметь определенное представление о том, какие средства понадобятся. Предполагается, что работа начнется с 2016 года, но сегодня мы пока не можем обозначить конкретные сроки ее завершения.
– В начале вашей работы в должности президента вы не раз сталкивались с коррупционными схемами, имевшими место до вашего вступления в должность. Насколько нам известно, было заведено немало уголовных дел по факту хищения и нецелевого расходования бюджетных средств, фигуранты которых, как правило, поспешили скрыться на территории России. Как сегодня обстоят дела с привлечением данных лиц к ответу с учетом вступления в силу договора между РЮО и РФ о взаимной правовой помощи по уголовным делам?
– Вы правы, в свое время нам пришлось столкнуться с бессистемным подходом к восстановлению республики, что вызывало определенный уровень коррупции среди ответственных чиновников. С января 2012 года по настоящий день генеральной прокуратурой республики было возбуждено 110 уголовных дел, 16 из этих дел, по которым суммы причиненного ущерба были полностью возмещены, а совершенные субъектами правонарушения были небольшой или средней тяжести, прекращены.
В результате проведенной Генпрокуратурой республики работы, с начала 2012 года по настоящее время осуществлены возмещения на сумму порядка 270 млн рублей.
Касательно лиц, скрывшихся на территории России, следует отметить, что в Генеральную прокуратуру РФ нами было направлено 52 уголовных дела. В подавляющем большинстве указанных уголовных дел были установлены такие преступления, как присвоение путем мошенничества, растрата, хищение государственных бюджетных средств и товарно-материальных ценностей в особо крупных размерах, относящиеся к разделу тяжких. Насколько мне известно, по двум уголовным делам обвиняемые судами РФ приговорены к условным срокам, около 10 уголовных дел прекращены производством, по остальным 40 уголовным делам предварительное расследование пока не завершено. Общая сумма ущерба по уголовным делам, направленным в Генпрокуратуру России, составляет более 658 млн рублей. Ни по одному из них возмещение причиненного бюджету РЮО ущерба не осуществлено.
К сожалению, мы не имеем возможности обжалования или опротестования таких решений ввиду того, что, в соответствии с законодательством России, надзор по уголовным делам осуществляется компетентными органами РФ.
Кроме того, согласно пунктам 1 и 2 статьи 61 Конституции РФ, «гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». В связи с этим граждане РФ, совершившие на территории РЮО уголовное преступление, не могут быть в принудительном порядке доставлены в РЮО.
– Как сегодня обстоят дела с расходованием средств?
– Хочу особо отметить, что этот вопрос у руководства республики находится на особом контроле, и мы не допустим разбазаривания поступающих в республику российских финансовых средств. Каждая копейка уходит строго по назначению. Наглядным свидетельством тому является заключение Счетной палаты Российской Федерации, которая как в прошлом году, так и в этом по результатам проводимых в Южной Осетии проверок не выявила нецелевого расходования поступающих в Южную Осетию российских финансовых средств. Для нас это очень важно.
– И в заключение, Леонид Харитонович, в преддверии Нового года что бы хотели пожелать гражданам России?
– Мы каждый день ощущаем поддержку народа, высшего руководства Российской Федерации. Наша республика глубоко признательна великой России за эту повсеместную помощь.
Пожелания мира, стабильности и процветания всем россиянам. Пусть наступающий 2016 год принесет в каждый дом, каждой семье счастье, добро и изобилие!
Беседовала Алена Тедеева