Следующие новости

Президент Южной Осетии Леонид Тибилов рассказал «Интерфаксу» о результатах работы нового Правительства, внешней политике и восстановлении республики после войны в августе 2008 года

— Какие проблемы стоят сегодня перед республикой и как они решаются? Что удалось сделать за год, учитывая, что республика до сих пор сталкивается с проблемой восстановления после войны августа 2008 года?

— Затянувшийся процесс восстановления продолжает оставаться главной проблемой. Несмотря на несвоевременное финансирование (первый транш пришел лишь 28 июня 2012 года), за прошедший период сделано немало: электрифицированы более девяти деревень, в которых не было света десятки лет, проложены свыше 70 километров дорог в стратегически важных магистральных направлениях: город Квайса, районные центры Знаур и Ленингор. Эти дороги пересекают почти всю территорию республики и связывают столицу с отдаленными территориями. Дорога в Ленингор построена с нуля, ибо автомобильной дороги по территории республики раньше попросту не было, и приходилось ездить через Грузию.

В прошлом году сданы в эксплуатацию школы, детские сады, многоквартирные жилые корпуса, что позволило частично решить проблему нехватки учебных мест в дошкольных и школьных учреждениях, а также жилья для нуждающихся граждан.

Здесь же хотел бы отметить, что на 40% повышена зарплата работникам социальной сферы, установлена ощутимая компенсационная выплата к пенсиям. Ведутся работы по благоустройству улиц города Цхинвал.

18 апреля в Цхинвале состоится седьмое заседание Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Россией и Южной Осетией, где будут утверждены новые проекты восстановления. Конкретные виды работ ведутся и сейчас, но после возобновления финансирования их активность, конечно же, возрастет.

— На ваш взгляд, в какие сроки можно поставить на этом точку и приступить к этапу развития, и что для этого сегодня делается?

— Как я уже отмечал, темпы восстановления были не на должном уровне из-за отсутствия финансирования. Кроме того, в наследство мы получили государственный бюджет с дефицитом в 539 миллионов рублей. Средства в бюджете были только на зарплату за апрель. Финансовые средства, предназначенные на восстановление в период с декабря 2011 года по апрель 2012 года, были без наличия проектно-сметной документации распределены между различными объектами. В результате многие из этих объектов до сих пор не сданы.

Но, несмотря на текущие проблемы, в этом году мы планируем завершить работы в столице на самых важных участках. Предусмотрено благоустройство улиц города. Далее мы планируем продолжать восстановление и строительство социальных объектов. Конечно, на сегодня называть какую-то дату очень сложно, но при согласованной организации работы всех вовлеченных в процесс восстановления организаций за год-полтора мы получим желаемый результат.

— Насколько оправдалось создание коалиционного Правительства, и как вы оцениваете его деятельность в целом?

— Думаю, что решение о создании коалиционного Правительства оправдано. Это было единственной возможностью консолидировать общество после острого политического кризиса. В руководство вошли и бывшие кандидаты в президенты. На сегодня тема серьезных политических разногласий в Южной Осетии, которые действительно имели место в обществе, не столь актуальна.

Проблем, конечно, много, но нельзя не учитывать и доставшееся Правительству непростое наследство. У меня как у главы государства много претензий к деятельности Правительства. Есть и успехи, есть и упущения, порой очень серьезные.

— В августе республика будет отмечать пятилетие со дня признания независимости и пятую годовщину начала войны (2008 года). Какая работа ведется по дальнейшему признанию Южной Осетии, и как будете отмечать эти даты?

— Признание независимости республики со стороны Российской Федерации дало народу Южной Осетии возможность мирно развиваться. Для нашего государства Россия была и остается главным стратегическим партнером. Мы постоянно работаем над расширением внешних связей. Установлены дипломатические отношения со всеми признавшими республику государствами. Работают посольства РЮО в РФ, Никарагуа, Венесуэле и Абхазии. В столице Приднестровской молдавской республики функционирует официальное представительство Республики Южная Осетия.

Мы заинтересованы в расширении международных связей в сфере экономики, культуры и туризма. Республика Южная Осетия – открытое государство, стремящееся к мирным и дружественным отношениям со странами ближнего и дальнего зарубежья. Недавно наши дипломаты вернулись из поездки по странам, которые намерены строить отношения с Южной Осетией.

Август 2008 года – это боль нашего народа, которая навсегда останется в сердце каждого осетина. И в то же время август 2008 года – это воплощение многовековой мечты осетинского народа. Годовщина начала войны, годовщина первого признания, естественно, будут широко отмечаться.

— Дана ли политико-правовая оценка Парламентом республики действиям грузинской стороны в августе 2008 года?

— Вне всякого сомнения, те, кто на протяжении стольких лет были виновниками страшных событий на территории Южной Осетии, должны ответить за свои действия и однозначно должны быть осуждены мировым сообществом. Речь идет, конечно, о грузинском руководстве, о вооружённой агрессии Грузии против Южной Осетии.

В феврале мною было направлено официальное письмо в Парламент республики, в котором я призвал депутатов рассмотреть вопрос о даче политико-правовой оценки действиям Грузии против Южной Осетии. На сегодня в Парламенте создана комиссия, в которую вошли руководители всех комитетов, представители Администрации Президента, силовых ведомств и Правительства. Комиссия намерена рассмотреть и дать оценку не только событиям, происходившим в Южной Осетии в 2008 году, но и в целом событиям, происшедшим с 1989 года.

— Учитывая, что между Южной Осетией и Грузией на сегодняшний день нет межгосударственных взаимоотношений, как вы оцениваете переговорный процесс в рамках Женевских дискуссий, единственный формат, в ходе которого Южная Осетия и Грузия могут обмениваться мнениями и принимать какие-то решения?

— Действительно, в настоящее время всякие межгосударственные контакты между Республикой Южная Осетия и Грузией нереальны. Об этом я уже заявлял и заявляю сегодня вновь. Так будет до тех пор, пока официальный Тбилиси не признает независимость нашей республики. Кроме того, как мною уже было сказано, Грузия обязана дать политико-правовую оценку своим действиям в отношении Южной Осетии начиная с 1989 года и признать геноцид нашего народа.

Грузия должна подписать юридически обязывающий документ о неприменении силы. Наконец, Грузия обязана возместить ущерб, нанесенный нашей стране со времени первого вооруженного конфликта 1989-1992 годов.

Лидеры грузинского государства никак не могут понять и признать сложившуюся реальность, а именно – что Южная Осетия является независимым государством и никогда не войдет в состав Грузии.

К сожалению, и сегодняшние власти Грузии – «мечтатели» – продолжают мечтать именно о реванше, скрывая истинные намерения за всякого рода миролюбивыми декларациями и акциями гуманитарного и экономического характера.

Учитывая эти реалии, никто в Южной Осетии ни о каких контактах с грузинской стороной и не думал. Но в рамках договоренности президентов России и Франции появляются Женевские дискуссии.

Женевские дискуссии – это единственная политическая площадка, где официальные представители Грузии, с одной стороны, и Южной Осетии и Абхазии, с другой, имеют возможность за столом переговоров обсуждать вопросы как политического, так и гуманитарного характера.

Еще раз хочу подчеркнуть, что на данном этапе основной целью Женевских дискуссий мы считаем подписание юридически обязывающего документа о неприменении силы. Именно этого на протяжении 22 раундов наша делегация совместно с делегациями Абхазии и РФ настойчиво добивается от грузинской стороны. И именно от решения этого вопроса Грузия всячески уклоняется.

— 19 апреля, в годовщину вступления в должность Президента, вы намерены выступить с посланием к народу Южной Осетии. Какие важные акценты вы расставите в этом документе?

— Я уверен, что 2013 год станет для нашего государства переломным. В послании прямо и открыто будет сказано и о том, что нам удалось уже сделать, и о том, чего, к сожалению, по объективным причинам, пока достичь не удалось. Мы обязательно добьемся новых успехов в строительстве нашего государства, о чем будет сказано и в послании Президента. Будут обозначены отдельные задачи, которые необходимо решать министерствам и ведомствам – это думы о настоящем и будущем. Моя главная задача – созидание, забота о своей республике и своем народе.

— Какой вы видите республику в ближайшие пять лет?

— Будущее Южной Осетии в целом мы, безусловно, видим в союзе с Российской Федерацией. Что же касается ближайшей пятилетки, то я уверен, что за это время мы окончательно решим проблемы, которые наиболее остро сегодня стоят, и заложим прочный фундамент для дальнейшего социально-экономического развития нашего государства.

Народ Южной Осетии ждет большей эффективности в работе власти, и я как гарант Конституции не имею права его подвести. Я уверен – у Южной Осетии есть все возможности для того, чтобы стать процветающим государством и получить признание со стороны мирового сообщества.