Президент Южной Осетии о планах Грузии и пропавших российских деньгах
24 июля 2013 годаВ преддверии пятилетней годовщины войны с Грузией Президент Южной Осетии Леонид Тибилов дал эксклюзивное интервью корреспонденту РБК Дмитрию Рыжову.
Глава независимой республики рассказал, как смена власти в Тбилиси повлияет на перспективы примирения, куда пропали деньги, выделенные Россией на восстановление, а также каким образом будут заманивать туристов на территорию Южной Осетии.
В Грузии новая власть, курс которой многие эксперты называют пророссийским. Как Вы оцениваете перестановки в Тбилиси? Какие перспективы сотрудничества и налаживания отношений Вы видите в этой связи?
Однозначно хочу отметить, что ни с официальным руководством Грузии, ни с Грузией вообще сегодня у нас никаких отношений нет и быть не может. Несмотря на то, что в Грузии сменилась власть, ее внешняя политика практически осталась прежней. В Южной Осетии научены горьким опытом и знают, что каждая новая власть Грузии делает заявления о намерениях улучшить отношения, при этом продолжая наращивать военный потенциал и искать всевозможные хитрости, чтобы хоть каким-то образом ступить на нашу землю.
Мы не питаем иллюзий относительно истинных намерений грузинского руководства и считаем нереальными всякие межгосударственные контакты Южной Осетии с Грузией.
Сегодня единственный формат, где Южная Осетия и Грузия имеют возможность обмениваться мнениями и принимать какие-то решения – Женевские дискуссии. И именно здесь, на одной из немногих площадок, на которых могут сидеть друг против друга представители противоборствующих сторон, мы не раз заявляли: если новые власти Грузии действительно стремятся к нормализации отношений с Республикой Южная Осетия, им прежде всего надо согласиться на подписание юридически обязывающего документа о неприменении силы. Но, как показывает практика, грузинская власть не желает признавать факт геноцида осетинского народа и отказывается от подписания любых юридически обязывающих документов.
Леонид Харитонович, когда возможно примирение с Грузией и при каких условиях?
Пока власти Грузии не признают факт геноцида осетинского народа, не признают независимость Республики Южная Осетия, не возместят материальный ущерб, нанесенный нашему народу в результате навязанной Южной Осетии военной агрессии, не подпишут документ о неприменении силы в отношении нашего государства, у Южной Осетии с Грузией никаких отношений быть не может. Адекватную правовую оценку своей агрессивной политике в отношении Южной Осетии должны дать в самой Грузии. Осознание ими новых реалий послужит залогом мирного развития не только в Южной Осетии, но и во всем Кавказском регионе.
Для нас сегодня единственным гарантом безопасности является Россия. Только благодаря российскому военному присутствию народ Южной Осетии может чувствовать себя в безопасности.
В недавнем прошлом в СМИ было много сообщений о якобы проходивших задержаниях агентов разведки с обеих сторон.
Могу однозначно сказать, что по факту незаконного пересечения государственной границы Республики Южная Осетия было много задержаний, но были ли среди них сотрудники грузинских спецслужб, ничего сказать не могу. Обстановка на государственной границе нашей республики остается сложной.
Грузинская сторона неадекватно оценивает сложившиеся реалии. Несмотря на неоднократные предложения о делимитации и демаркации границы, никаких подвижек со стороны властей Грузии не наблюдается.
Количество нарушений режима государственной границы Южной Осетии с Грузией за последние шесть месяцев возросло в полтора раза. Помимо граждан Южной Осетии и Грузии, среди нарушителей есть представители и других стран – Украины, России, Армении. Большинство задержанных граждан утверждают, что пересекли границу по незнанию, так как она не оборудована соответствующим образом. Чтобы избежать незаконного пересечения госграницы, Южная Осетия в одностороннем порядке проводит делимитацию и демаркацию границы с Грузией.
Напряженности ситуации на границе добавляет тот факт, что спецслужбы Грузии убеждают жителей приграничных сел: Россия намеревается путем переноса границы вглубь Грузии аннексировать исконно грузинские территории.
Мы владеем информацией о подкупе и запугивании спецслужбами Грузии жителей приграничных сел с целью организации беспорядков на границе, при этом им обещана материальна помощь.
Давайте с тем международных перейдем на внутренние дела республики. Вы заступили на должность после Эдуарда Кокойты. С каким наследием столкнулись, какие проблемы перешли по наследству?
Незавершенный процесс восстановления – самая большая проблема, с которой я столкнулся на новом посту. Хочу заметить, что Эдуард Кокойты сложил свои полномочия в декабре 2011 г., а я вступил в должность 19 апреля 2012 г.
Я не люблю об этом говорить, но на тот момент в казне республики не было ни рубля. За короткий период с декабря по апрель все финансовые средства, перешедшие с 2011 г., были странным образом «освоены», а это немало – 1 млрд 450 млн руб. Как? До сих пор остается загадкой.
С первых дней своей работы пришлось вникать в хитроумные финансовые махинации, которые имели место в республике. Объекты строились без проектно-сметных документаций, без экспертизы. На одни объекты, которые были уже построены, не было акта выполненных работ, на другие акты были, но работ никаких проведено не было.
Все это затрудняло работу, не позволяло распутать клубок и представить ясную картину того, на что были потрачены огромные средства, выделенные Россией на восстановление разрушенного агрессором хозяйства. Вроде все средства ушли по назначению, но многие объекты так и не были завершены и не сданы в эксплуатацию. Так как на них нет проектно-сметных документаций, нам приходится заказывать их и соответствующую экспертизу постфактум.
Кроме того, государственный бюджет на этот год мы получили с дефицитом в 539 млн руб., что, мягко говоря, не лучшим образом отразилось на дальнейшей работе наших министерств и ведомств. Аналогичные примеры можно долго перечислять.
Контактируете ли Вы сейчас с Эдуардом Джабеевичем (Кокойты – Примеч. РБК), советуетесь ли с ним?
Как вы знаете, мы с Эдуардом Джабеевичем граждане одного государства и волею случая встречаемся на каких-то мероприятиях, но в целом не контактируем. За советами к нему не обращаюсь.
В СМИ было опубликовано много материалов о финансовых нарушениях во время президентства Э. Кокойты, в том числе о хищениях и нецелевых растратах средств, выделенных Россией на восстановительные работы в Южной Осетии. Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент и расскажите о текущей ситуации.
Я уже говорил о ряде вопиющих нарушений, допущенных в ходе строительства тех или иных объектов. Тем не менее отмечу, что одно из первых моих распоряжений на новом посту касалось проведения проверок использования средств финансовой помощи Российской Федерации, поступавших в Республику Южная Осетия в целях социально-экономического развития и осуществления бюджетных инвестиций. Генпрокуратура совместно с Контрольно-счетной палатой республики должны были определить законность, обоснованность и эффективность использования финансовых средств, поступавших в Южную Осетию из России.
В ходе разбирательств мы вплотную столкнулись с проблемой нецелевого использования поступивших в республику финансовых средств: деньги перебрасывались не на те объекты, которые входили в Инвестиционную программу содействия социально-экономическому развитию Республики, а совсем на другие. Нам и сегодня приходится их финансировать, так как строительство объектов уже началось. Кроме того, мы не можем оставить рабочих без заработной платы, а это нагрузка на бюджет республики.
В целом, по данным совместных проверок Генеральной прокуратуры и Контрольно-счетной палаты, с апреля 2012 г. по сегодняшний день следствием возбуждено 64 уголовных дела коррупционной направленности. Из них 32 направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для осуществления судебного преследования на территории РФ.
Следует отметить, что все эти дела – результат кропотливой работы следственных органов. Они до сих пор пытаются распутать клубок запутанных финансовых махинаций, вследствие которых мы получили пустую казну и незавершенный восстановительный процесс.
После конфликта 2008 г. прошло пять лет. Расскажите, пожалуйста, об итогах пятилетки в плане восстановления республики.
Пять лет – конечно, большой срок. За это время можно было полностью восстановить республику и поднять ее инфраструктуру, однако проблема восстановления остается самой острой на сегодняшний день. Безусловно, многое из того, что было разрушено войной, восстановлено. Практически все школы и детские сады республики отремонтированы, отстроено большинство разрушенных домов частного сектора, продолжается восстановление частично разрушенного жилья. Ведется активное строительство жилья в районах республики.
Продолжаются работы по замене городских подземных коммуникаций Цхинвала. Здесь работы велись с большими погрешностями, их качество никто должным образом не контролировал. Где-то забыли проложить ливневки, где-то использовали трубы разных диаметров — сегодня все эти проблемы устраняются.
Большой объем работ выполнен по строительству дорог. Проложена и частично заасфальтирована дорога стратегического значения Цхинвал – Ленингор протяженностью 90 км, проходящая по сложному горному ландшафту. В октябре прошлого года завершено строительство дороги протяженностью 32 км Цхинвал – Знаур, где асфальтные работы велись и днем и ночью. Работа по реконструкции дороги Цхинвал – Квайса вступила в активную фазу. Продолжается благоустройство улиц нашей столицы – Цхинвала.
Кроме того, произведена масштабная работа по электрификации ряда высокогорных сел, которые последние 20 лет были лишены электроснабжения. На сегодняшний день общая протяженность составляет свыше 40 км, до конца текущего года планируется завершить работы по электрификации еще более 15 сел республики. В перспективе одним из главных направлений развития республики также является создание собственной системы гидроэлектроэнергетики путем размещения в различных районах Южной Осетии малых ГЭС.
Решаются вопросы водоснабжения сел, испытывающих острую нехватку воды. В этой связи идет работа по бурению скважин, строятся водоводы. Уже приступили к строительству водовода протяженностью 10-12 км, который позволит обеспечить водой крупные села Ленингорского района – Цинагар, Орчосан, Абреу и другие. Ведется активная работа по ремонту проселочных дорог, которые за два десятка лет пришли в негодность.
Какие задачи считаете приоритетными для руководства республики? Что предстоит сделать?
На сегодняшний день одной из самых приоритетных является задача завершения восстановительного процесса в кротчайшие сроки, чтобы выйти на новый этап – этап развития. Решение этой стратегической задачи требует от каждого руководителя эффективной и оперативной работы. Чтобы поднять экономику республики и снизить ее дотационную составляющую, нам предстоит сделать многое.
В рамках Инвестиционной программы на 2013-2015 гг. планируем создать собственные бюджетообразующие производства. Роль малого и среднего бизнеса в этой связи мы считаем очень важной – это один из серьезных инструментов в развитии экономической системы любого государства.
Руководство республики большое внимание уделяет развитию сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Разрабатывается ряд мероприятий по развитию животноводства, рыбоводства, садоводства, по выращиванию различных овощей и зерновых культур. Рассматривается возможность более ускоренного развития производств брендированной продукции – различных сортов меда и сыра.
Задача среднесрочной перспективы для сельского хозяйства – обеспечение населения собственной сельскохозяйственной продукцией. Республика должна обеспечить свою продовольственную безопасность.
Другим приоритетным направлением в вопросах экономического роста страны является туризм, ведь наша республика располагает большими возможностями для строительства туристической инфраструктуры и туристско-рекреационных зон. Восстановление старых и строительство новых объектов – турбаз и домов отдыха, лечебно-профилактических и минерально-грязевых лечебниц, санаториев и пансионатов, альпинистских лагерей и горнолыжных трасс – способно обеспечить высокую доходность государственного бюджета.
В сфере промышленного производства будем развивать новые направления и поддерживать существующие предприятия, такие как Цхинвальская швейная фабрика, которая при активном содействии нашего соотечественника, известного российского предпринимателя Таймураза Болоева будет запущена в начале августа текущего года и обеспечит рабочими местами более 300 человек.
Большой интерес у потенциальных инвесторов вызвали представленные нами на форуме в Сочи инвестиционные проекты строительства завода по производству солнечных модулей, позволяющих производить дешевую электроэнергию с помощью экологически чистых модулей, и завода по производству базальтового непрерывного волокна.
Мы бы не брались за эти проекты, если бы у нас не было инвесторов, желающих в них вложиться. Имеющаяся в нашей республике транспортная логистика ограничивает ее возможности в выборе производств, поэтому мы ориентируемся на реализацию высокотехнологичных производств, призванных стать одним из основных факторов экономического развития Южной Осетии.
С учетом нашего географического положения и транспортной составляющей мы можем экспортировать только высокорентабельную продукцию, чтобы транспортные расходы не влияли на целесообразность производства конечной продукции. А такую продукцию дает именно высокотехнологичное инновационное производство.
Есть еще много проблем, многое предстоит сделать, но руководством республики прилагаются все необходимые усилия, что эти задачи были своевременно решены.
Спасибо за интервью. Удачи Вам в этом нелегком деле.
Уроженец Знаурского района Южной Осетии Леонид Тибилов большую часть своей карьеры трудился в КГБ. В 1992 г. он возглавил Министерство госбезопасности Южной Осетии, а затем и службу безопасности Смешанных сил по поддержанию правопорядка и установлению мира в регионе. В 2012 г. Л. Тибилов был избран Президентом Южной Осетии, набрав 54% голосов избирателей.