Алан Гаглоев посетил финал конкурса осетинской поэзии и прозы «Дзырд»
Поздравление с Днем образования Государственной службы охраны Республики Южная Осетия
Алан Гаглоев посетил итоговый концерт Государственного ансамбля песни и танца «Симд»
Все новости
Алан Гаглоев посетил финал конкурса осетинской поэзии и прозы «Дзырд»
Алан Гаглоев посетил итоговый концерт Государственного ансамбля песни и танца «Симд»
Телефонный разговор с и.о. Президента Республики Абхазия Бадрой Гунба
Алан Гаглоев: «Спецслужбы уверенно выполняют свой долг»
Все фото
Церемония вручения государственных наград
Все видео
Поздравление с Днем матери
Двенадцать лет назад 26 августа народ Южной Осетии после десятилетий военной агрессии со стороны Грузии и жестокой пятидневной войны дождался важного политического и исторического решения России о признании Республики Южная Осетия.
– Как известно, сегодня народ юга Осетии празднует 12-ю годовщину признания независимости Южной Осетии Россией. Анатолий Ильич, по окончании пятидневной войны предполагали ли Вы, что Россия примет такое важное решение?
– Действительно, человек помнит каждую минуту тех дней, которые сегодня называют пятидневной войной. После того, как Грузия напала на Южную Осетию и были убиты российские миротворцы и мирные жители – граждане Республики Южная Осетия, мы были уверены, что Россия обязательно вмешается и остановит эту убийственную для РЮО войну. В этом никаких сомнений не было.
Всегда была надежда, что какие-то решения со стороны России будут, исходя из того, что произошло в 2008 году и из того, что происходило раньше. Президент В.В. Путин подчеркнул, что грузинское правительство, начиная с 1920 гг., вело политику уничтожения осетинского народа, и это было известно. Повторюсь, теплилась надежда, что какое-то важное решение относительно Южной Осетии должно быть. Но, если до конца быть откровенным, то лично я полагал, что Южная Осетия войдет в состав Российской Федерации, чего я, будучи президентом, и сейчас хочу.
– Где Вы были на момент признания независимости и какие эмоции испытали?
– В этот день я по долгу службы был в Ленингорском районе. Мы возвратились в с. Гром, были очень уставшими, и я присел на лавочку в комнате, где стоял телевизор. И, когда пошла желтая строка анонса о заявлении Президента РФ, внутри возникло ощущение чего-то важного и значимого. А когда прозвучало выступление, конечно, меня захлестнули эмоции, я даже выбежал во двор и выпустил очередь из автомата. Это были ни с чем не сравнимые ощущения и эмоции. Не все ведь смотрели телевизор. И когда ребята выскочили на звуки стрельбы, я сказал им, что Россия нас признала, конец войне и всем этим мытарствам осетинского народа. 26 августа 2008 года, как и в столице республики, в с. Гром все поздравляли друг друга, обнимались. Еще раз подчеркну, это были ни с чем не сравнимые эмоции и ощущения.
– Расскажите нам о самых важных результатах признания Россией в развитии республики и продвижения ее интересов на международной политической арене.
– Результаты признания Южной Осетии Россией видны невооруженным глазом. Можно сказать, что следов той войны почти не осталось. Мы прекрасно помним воронки от разрывов снарядов, сожжённые дома, разрушенные инфраструктура и квартиры. Однако самым важным результатом признания Россией является то, что наш народ живет спокойно, что мы детей больше не прячем в подвалах, а югоосетинский народ начал улыбаться и планировать свою жизнь.
Следует отметить, что у нас построено много социально значимых объектов за счет РФ. Чего стоят ЮОГУ и госдрамтеатр им. К. Хетагурова, школы и новые детские сады, улицы и т.д. Все это результат помощи со стороны России нашей республики.
Что касается продвижения интересов республики на международной политической арене, то они очевидны. Признание Южной Осетии – необратимо. Одно из последних признаний Сирийской Арабской Республикой тоже говорит о необратимости процесса. И у нас есть договоренности с Российской Федерацией, которые направлены на продвижение интересов нашей республики на международной арене. Эта работа ежедневная, Министерство иностранных дел РФ и РЮО плотно заняты работой, идет серьезное взаимодействие в этом направлении, думаю, что дальнейшее признание будет.
– Как Вы оцениваете развитие межгосударственных отношений за 12 лет и какие направления сегодня являются приоритетными для углубления взаимодействия двух стран?
– Практически все сферы жизнедеятельности Южной Осетии направлены на то, чтобы межгосударственное взаимодействие углублялось. Более того, Договор, подписанный в 2015 г., определяет союзничество и интеграцию. На этих интеграционных процессах и сконцентрирована работа правительства и руководства Южной Осетии. Приоритетными на сегодня направлениями являются повышение социальных гарантий и социального развития РЮО, и в этом плане делаются серьезные шаги. Наши соответствующие министерства и ведомства плотно работают с Министерством труда РФ. Важное приоритетное направление – обеспечение безопасности Южной Осетии, т.е. взаимодействие между Министерством обороны РЮО и оборонным ведомством РФ. Не менее значимо получение образования в вузах России нашими молодыми людьми. Думаю, все эти сферы жизнедеятельности являются приоритетными, и определить какое-то направление взаимодействия наших государств наиболее значимым будет неправильно.
– Как Вы считаете, стоит ли реагировать на периодические заявления Грузии и ее западных партнеров о «восстановлении территориальной целостности Грузии» и призывы к руководству Российской Федерации – отозвать признание Южной Осетии?
– Обязательно. Любое заявление грузинской стороны не должно оставаться без ответа, тем более при существующих реалиях Южной Осетии, которая не может быть сегодня представлена на площадках ООН, ЕС и т.д. Конечно, стоит подчеркнуть, что Россия в лице ее дипломатов на площадках этих международных организаций отстаивает позицию Республики Южная Осетия. Но считаю, мы и сами, без сомнения, должны реагировать на подобного рода заявления, доводить до международного сообщества, что Южная Осетия – независимая, признанная республика и является полноценным членом международного сообщества.
Необязательно, чтобы нас признали несколько стран или десятки государств. Есть признание, и этого признания достаточно, чтобы западные партнеры понимали: Южная Осетия – независимое от Грузии государство. Никакого отношения Южная Осетия к территориальной целостности Грузии не имеет. Мы тоже за территориальную целостность Грузии, пусть они будут целыми и невредимыми, но в тех границах, в которых нет Южной Осетии и Абхазии. Еще раз подчеркну, что к целостности Грузии Южная Осетия не имеет никакого отношения. А призывы к руководству России отозвать признание Южной Осетии, думаю – это нелогичные и неадекватные заявления грузинского руководства. К сожалению, они еще находятся в том временном отрезке, когда СССР только распался.
В этом году 20 сентября югоосетинский народ празднует 30-летний юбилей Республики Южная Осетия – это серьезный срок. 30 лет вне ГССР, подчеркиваю, не Грузии, потому что есть большая разница между сегодняшней Грузией и ГССР. Да, мы входили в состав ГССР, но ГССР, как и СССР, распался. И Южная Осетия, и Абхазия определили для себя, куда и как им двигаться. Это уже другая история.
Руководство России никогда не сделает отзыв признания Южной Осетии – это однозначно, и грузинские власти прекрасно это понимают. Поэтому подобные призывы являются ничем иным, как информационным сопровождением риторики Грузии относительно РЮО.
– Касательно последних событий, хотелось бы затронуть ситуацию в Белоруссии… Можно ли рассчитывать Южной Осетии и Абхазии на признание суверенитета со стороны Белоруссии, учитывая принятые западом санкции?
– Да, мы даже рассчитываем на это, как и на признание со стороны других стран. Думаю, происходящее в Белоруссии организовано извне. Я бы не хотел, чтобы братский белорусский народ испытал трагические моменты, как в Украине, Южной Осетии и Абхазии. Думаю, Белоруссия понимает, что есть народы, считающие себя родственными. Это народы, приверженные тем общим идеалам и традициям, которые сохранились после развала СССР. Естественно, ядром этого братства и взаимопонимания для Белоруссии, Украины, Южной Осетии, Абхазии и стран Средней Азии является Россия. Ведь белорусы понимают, что на самом деле здесь главная задача – расшатывание ситуации вокруг, а в дальнейшем и в самой России.
Считаю, что мы должны рассчитывать и все делать, чтобы Белоруссия нас признала. Это необходимо и самой Белоруссии, и народам, живущим на постсоветской территории, где еще остались уважение друг к другу, понимание тех ценностей, на которых мы воспитывались и хотим воспитывать своих детей. Исходя из этого, мы можем рассчитывать на признание Белоруссией и должны делать шаги в этом направлении.
Мадина Бязрова, газета «Южная Осетия»