Леонид Тибилов: «Грузия должна признать независимость Республики Южная Осетия»
25 августа 2014 годаПрезидент Южной Осетии Леонид Тибилов накануне 26 августа – Дня признания Россией независимости республики рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Интерфакса» о жизни в республике спустя шесть лет, дальнейших планах политического и социально-экономического развития РЮО и ситуации на Украине.
— Леонид Харитонович, в преддверии шестилетия признания независимости Южной Осетии как Вы в целом можете охарактеризовать этот период, что сделано в республике?
— Шесть лет, которые прошли со дня признания независимости Южной Осетии, были непростыми. Процесс восстановления после военной агрессии августа 2008 года шел не так, как того хотелось бы. Учитывая размеры российской помощи, конечно, можно было полностью восстановить республику и поднять ее инфраструктуру, но тем не менее проблема восстановления по-прежнему актуальна в нашей стране, хотя и потеряла былую остроту. Безусловно, многое из того, что было разрушено войной, уже восстановлено. Школы и детские сады, получили свою вторую жизнь, восстановлено большинство разрушенных домов, завершается работа по замене городских подземных коммуникаций, идет строительство дорог, производится электрификация отдаленных сел, где электроэнергии не было более двадцати лет.
В текущем 2014 году мы намерены завершить и сдать в эксплуатацию к концу года 28 объектов, которые не были сданы в прежние годы. Среди них такие значимые и сложнейшие проекты: дорога Цхинвал-Ленингор, Государственный музей, школа «Альбион», Киноконцертный зал «Чермен», административные здания и жилье.
Началась реализация одного из самых масштабных проектов – строительство нового здания Государственного драматического театра Республики Южная Осетия, стоимость которого превышает 1 миллиард рублей.
В июне текущего года на очередном заседании Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией, наряду с реализацией пунктов Инвестпрограммы на 2014 год, нам впервые удалось утвердить Инвестиционную программу содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на три года вперед с 2015-2017 гг. в рамках которой будет создана необходимая республике производственная и социальная инфраструктура. Также будет полностью завершена работа по восстановлению разрушенного и строительству нового жилья.
Особо хочу отметить позитивные перемены и в политической жизни страны. Я могу занести себе в заслуги то, что сегодня в республике наблюдается стабильная политическая ситуация. Нам удалось провести выборы в Парламент Южной Осетии на очень высоком уровне. Были созданы равные условия для партий, в которых были представлены все политические силы страны. Благодаря этому выборы прошли без всяких эксцессов в духе демократии и взаимоуважения.
Конечно, всегда хочется большего. Но нужно понимать, что за последние два десятилетия в Южной Осетии накопился большой груз проблем практически во всех сферах общественной жизни. Решить их разом, к сожалению, невозможно. Мы движемся в правильном направлении, делаем ставку на системные решения и смотрим в будущее с оптимизмом. Залогом нашего оптимизма является вера в народ Южной Осетии и особые отношения, которые сложились у республики с Россией. Постоянное внимание высшего руководства России к Южной Осетии и существующие механизмы двустороннего сотрудничества позволяют нам поступательно двигаться вперед.
— Как развиваются отношения Южной Осетии с Россией? В целом какова Ваша оценка?
— Российско-югоосетинские связи имеют долгую и богатую историю. Народы наших стран объединяет духовная и культурная близость, чувство взаимной симпатии, стремление к тесному общению и сотрудничеству. Это тяготение друг к другу оставалось неизменным во все времена и на любых переломах истории, а подписание 17 сентября 2008 года Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи положило начало формированию правовой базы двусторонних отношений Южной Осетии и России на основе международного права. С каждым годом увеличивается число межгосударственных договоров, которых уже сейчас более 70.
Двусторонние отношения между странами включают и экономическое, и социальное, и культурное взаимодействие. С удовлетворением могу сказать, что наше сотрудничество имеет четкую тенденцию к углублению, охватывая с каждым годом все больше сфер. Ключевой задачей на сегодняшний день, конечно же, остается обеспечение безопасности Южной Осетии совместно принимаемыми мерами.
Кроме того, важной составляющей наших межгосударственных отношений является социально-экономическое сотрудничество. Как отмечают наши российские коллеги, работа межправительственной комиссии (МПК) по социально-экономическому сотрудничеству между Россией и Южной Осетией вышла на очень высокий уровень взаимодействия. Большая работа ведется в сфере образования и здравоохранения. Ежегодно Российская Федерация предоставляет для Южной Осетии квоты на обучение в лучших учебных заведениях, по окончании которых наши граждане станут высококвалифицированными специалистами и смогут внести свой вклад в развитие республики. В прошлом году было подписано Соглашение, в соответствии с которым гражданам РЮО предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь на территории России. Также решен вопрос о пенсионном обеспечении военнослужащих и сотрудников внутренних дел.
В последнее время ведется плотная совместная работа по созданию среднесрочных и долгосрочных программ развития Южной Осетии. Эта сбалансированная программа предусматривает развитие реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства, создание программ для привлечения внешних инвестиций, увеличение доли собственных доходов республики. Особое внимание уделяется разработке нормативно-правовой базы, которая будет способствовать улучшению функционирования министерств и ведомств в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
— Имеются ли на сегодняшний день совместные проекты с российскими компаниями, крупными инвесторами? Какие отрасли Вы собираетесь развивать в республике?
— Развитие Южной Осетии в значительной степени должно и будет опираться на частный сектор и предпринимательскую инициативу. Привлечь в Южную Осетию инвесторов сегодня, не скрою, задача не из легких, но есть позитивный прецедент, созданный Таймуразом Боллоевым. Благодаря его «БТК групп» восстановлено производство на Цхинвальской швейной фабрике, где создано более 270 рабочих мест. Уже год предприятие успешно функционирует, планируется открытие представительств предприятия и в районах республики. Благодаря Таймуразу Казбековичу, сегодня легче вести диалог с потенциальными инвесторами, потому что есть пример вполне успешных вложений инвестиций в Южную Осетию.
Кроме того, в процессе реализации находится еще один проект уроженца Южной Осетии, основателя крупнейшего агропромышленного холдинга в России «Евродон» Вадима Ванеева, который планирует открыть аналогичное производство и на территории республики.
Надо отметить, что для реализации программы развития реального сектора экономики и, в частности, возрождения сельского хозяйства и промышленности, впервые концентрированно заложены средства в Инвестпрограмму на 2015-2017 гг. Это около миллиарда рублей, которые являются, так называемым, оборотным капиталом созданного для этих целей «Инвестиционного агентства». Данное агентство будет заниматься привлечением инвесторов и поддержкой проектов реального сектора экономики в Южной Осетии.
Сегодня у нас есть перспективные проекты в отрасли сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, планируется создание ряда новых производств. Развитие реального сектора экономики Южной Осетия я считаю стратегической задачей, для выполнения которой со стороны руководства республики прилагается максимум усилий.
— В марте 2013 год в послании к народу Вы обозначили основные направления развития РЮО на ближайшие годы. Послание называлось «От восстановления к развитию». Когда можно будет говорить о том, что республика встала на путь своего развития? Когда закончится затянувшееся восстановление республики?
— Назвать конкретную дату в данном случае, конечно, очень сложно, проблемы приходится решать в комплексе. Но тем не менее еще раз отмечу, что сегодня в рамках утвержденной Межправительственной комиссией Инвестиционной программы мы имеем четкий план строительства различных объектов на территории республики до 2017 года включительно. По каждому объекту обозначены конкретные объемы финансирования и сроки их сдачи в эксплуатацию. Думаю, что трех лет будет достаточно, чтобы завершить строительно-восстановительный процесс и приступить к новому этапу развития.
На путь своего развития в широком смысле республика встала 26 августа 2008 года после Указа Президента России о признании независимости Южной Осетии. Именно этот исторический документ создал для нашей республики качественно иные условия жизни и открыл ранее недоступные возможности.
— Кто и как на данный период контролирует расходование выделенных на восстановление Южной Осетии средств? Имеются ли случаи хищения денег?
— Могу со всей ответственностью заявить, что на сегодняшний день в Южной Осетии создана такая система финансирования, которая исключает возможность нецелевого использования или хищения поступающих в республику российских финансовых средств. С одной стороны, этому способствует утверждение на Межправкомиссии Инвестпрограммы содействия социально-экономическому развитию РЮО, где прописаны четкие объемы финансирования конкретных объектов, с другой – создание в республике Казначейской системы, что также исключает возможность нецелевого использования или хищения финансовых средств.
Не скрою, что нам было очень сложно вновь завоевать доверие российских коллег, но благодаря кропотливой и слаженной работе практически всех ветвей государственной власти нам удалось систематизировать всю работу и привести документацию в соответствующий вид.
Кроме того, на недавней коллегии Счетной палаты РФ было отмечено, что по результатам совместных проверок Счетной палаты России и Контрольно-счетной палаты Южной Осетии за последний период времени, впервые не выявлено фактов нецелевого использования поступающих в республику российских финансовых средств.
— В последнее время многие югоосетинские и российские политики заявляют о том, что Южная Осетия должна войти в состав России, что осетинский народ должен жить в едином государстве. Что вы можете сказать об этом? Насколько быстро может пойти этот процесс, особенно после крымского прецедента?
— Решения, которые были приняты по Крыму руководством и народом России, процессы, которые происходили на полуострове, нами были восприняты как нужные и своевременные. Считаю, что принятые решения высшего руководства России в отношении Крыма и в отношении своих земель – это заслуга Президента России Владимира Путина и всех, кто его поддержал.
Мы положительно относимся к волеизъявлению граждан, и оно нам понятно. Идея воссоединения исторически сидит в нас, так как осетинский народ был разделен, а разделенный народ должен быть воссоединен. Но сейчас подобные решения нельзя принимать в одностороннем порядке, не принимая в расчет интересы великой России. Все вопросы должны решаться совместно с руководством Российской Федерации. Должен наступить благоприятный момент для того, чтобы положительно для наших народов решить этот вопрос.
Дорога Южной Осетии к независимости была тяжелой и тернистой. Но благодаря руководству России, благодаря волевому решению Президента Российской Федерации, сегодня мы являемся признанным независимым государством со своими государственными атрибутами и всеми институтами власти, мы должны понимать и ценить это. Сейчас перед нами стоят глобальные задачи – развитие и укрепление государственности Республики Южная Осетия. И мы должны приложить для этого все усилия.
— Леонид Харитонович, какими Вы видите перспективы развития отношений Южной Осетии и Грузии. Возможны ли они вообще в ближайшем будущем? Как сейчас складываются, если вообще складываются, хоть какие-то отношения с Грузией?
— У Южной Осетии с Грузией до подписания юридически обязывающего документа о неприменении силы, ни о каких отношениях и речи быть не может. Грузинская агрессия в Южной Осетии должна получить адекватную политико-правовую оценку и, прежде всего, в самой Грузии, начиная с 1989 по 2008 г.г.
Грузия должна признать факт геноцида осетинского народа, признать независимость Республики Южная Осетия, возместить материальный ущерб, нанесенный нашему народу в результате навязанной Южной Осетии военной агрессии и подписать документ о неприменении силы в отношении нашего государства. Иначе у Южной Осетии с Грузией не может быть никаких отношений.
Сегодня грузинские власти сменили риторику на более мягкую, но продолжают строить планы, никоим образом не совпадающие с нынешними реалиями. Мы очень хорошо усвоили уроки истории и не питаем иллюзий относительно истинных намерений грузинского руководства. Единственной площадкой, где представители Южной Осетии и Грузии на сегодняшний день могут обмениваться мнениями по гуманитарным вопросам и вопросам безопасности, являются Женевские дискуссии.
Мы не забываем, что в Грузии существуют деструктивные силы, которые создают постоянную угрозу для безопасности нашего государства.
Хочу подчеркнуть, что для нас основным стратегическим партером является Российская Федерация. Только союз с Россией и российское военное присутствие на основе межгосударственных соглашений является гарантом безопасности и стабильности в Южной Осетии.
— Расскажите, пожалуйста, какие международные организации близки к западным центрам силы и кто несет ответственность за военное вторжение в 2008 году?
— Сегодняшние события на Украине, являются витриной внешней политики Евросоюза и Соединенных Штатов Америки. США при активном попустительстве стран «старого света» в стремлении стать «куратором» однополярного мира открыто вмешиваются во внутренние дела суверенных государств, искажая и подтасовывая факты в свою пользу, стремясь расшатать сильные процветающие государства изнутри и подмять их под себя. Мы это наглядно видим сегодня на Украине, ранее это было в Ираке, Ливии и Сирии. А международные организации, такие как ООН и ОБСЕ, придерживаясь политики двойных стандартов, упорно игнорируют факты открытого вмешательства стран Запада в дела суверенных государств.
В Южной Осетии не понаслышке знают о деятельности таких организаций, поскольку на территории республики до августа 2008 года функционировала миссия ОБСЕ, которая занимала одностороннюю, неприкрыто прогрузинскую позицию, что, естественно, вызывало обоснованные протестные настроения в югоосетинском обществе.
ОБСЕ, скрывая от международного сообщества открытые агрессивные действия Грузии в отношении Южной Осетии, неоднократные обстрелы населенных пунктов республики, убийства мирных граждан и факты похищения людей, еще больше уверило грузинское руководство в своей безнаказанности, и в августе 2008 года оно решило реализовать свой жестокий план – стереть южных осетин с лица земли. Только благодаря вмешательству России осетинский народ был спасен от полного уничтожения, мы безмерно благодарны ей за это. Вмешавшись в конфликт и признав независимость Республики Южная Осетия, Россия создала прецедент, тем самым разрушив империалистические планы США на создание однополярного мира.
Напомню, что миссия ОБСЕ работала в Грузии на основе мандата, базирующегося на соглашениях после грузино-осетинского военного конфликта в 1990-х годах. Но после августа 2008 года, когда Южная Осетия стала признанным государством, это соглашение перестало действовать, у миссии ОБСЕ в Грузии не могло больше быть мандата на территории независимого государства Республики Южной Осетии и данная организация прекратила свою деятельность на территории нашей республики.
Тем не менее, несмотря на их неприкрытую прогрузинскую позицию, руководство Южной Осетии после событий августа 2008 года неоднократно обращалось к руководству ОБСЕ с предложением обсудить взаимоотношения между данной международной организацией и независимым государством – Республика Южная Осетия, однако переговоры ни к чему не привели. Считаю, что это является еще одним фактом, свидетельствующим о приверженности данной организация политике двойных стандартов.
Единственная международная организация, которая работает сегодня на территории Южной Осетии – это Международный Комитет Красного Креста, с которым мы активно сотрудничаем и в большинстве случаев по интересующим нас вопросам приходим с ними к консенсусу.
— Генеральной прокуратурой Южной Осетии в марте 2013 года возбуждены уголовные дела по фактам убийства и пропажи без вести граждан республики в 2008 году, тогда же прокуратура возобновила расследование по уголовным делам 2008 года, в том числе по факту нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года. Есть ли уже какие-либо результаты расследования?
— Да, действительно, Генеральная прокуратура Южной Осетии возбудила уголовные дела по целому ряду преступлений Грузии против осетинского народа, совершенных в августе 2008 года. В частности, по фактам убийств, этнических чисток, похищения и пропажи без вести югоосетинских граждан, а также вероломного нападения на Южную Осетию и массированным бомбардировкам спящего Цхинвала и его окрестностей.
Была проделана большая работа по воссозданию хронологии событий, сбору фактического материала и доказательной базы. По настоянию югоосетинской стороны к расследованию были привлечены приглашенные Еврокомиссаром по правам человека Томасом Хаммарбергом независимые следователи, которые проводили расследование как на территории Южной Осетии, так и на территории Грузии. По совокупности собранных материалов можно сказать, что на сегодняшний день все фигуранты уголовных дел находятся в недосягаемости югоосетинского правосудия, так как находятся на территории сопредельного государства Грузии, и привлечь их к ответственности пока не представляется возможным. Но, тем не менее, мы не опускаем руки и работаем, чтобы привлечь их к ответственности через международные суды.
— Ваш взгляд на ситуацию на Украине. Имеет ли этот конфликт сходство с событиями в Южной Осетии 2008 году?
— В Южной Осетии, как и сегодня на Украине, случилось много страшного и ужасного. Гибель многих ни в чем не повинных людей на совести деструктивных сил, в определенных условиях пришедших к власти как в Грузии, так и на Украине.
Парадокс в том, что руководство Грузии, реализовывая свою националистическую политику, осуществляло этнические чистки представителей других национальностей, в данном случае осетин и абхазов, а руководство Украины уничтожает собственный народ в угоду своим амбициям и амбициям США и Евросоюза. Это гораздо страшнее, когда нет конкретного врага, когда в тебя стреляют, можно сказать, «братья по крови». И когда практически неоткуда ждать помощи, так как «сильные мира сего» заняты только тем, как обрушить очередное, ничем необоснованное обвинение в адрес России, насолить ей введением различных санкций, которые, как показывает сегодняшняя действительность, обернулись против них же самих.