Алан Гаглоев. Сто дней после присяги Президента
31 августа 2022 годаОценивать первые 100 дней работы Президента стало не более чем данью традиции, общепринятой в мире со времен Франклина Рузвельта. Итог ста дней можно подвести в том случае, если сразу после выборов началось претворение в жизнь политической платформы победившего кандидата, четкое пошаговое продвижение по созидательному плану будущих реформ. Но иногда приходится сначала разгрести завалы. На предвыборном этапе Алану Гаглоеву и оппозиционным силам пришлось сконцентрировать большую часть сил и ресурсов для достижения главной цели – победы на выборах, поскольку противник, бывший Президент Анатолий Бибилов, проявил сильнейшую волю к сохранению власти, использовав многочисленные ресурсы: от поддержки со стороны видных российских политиков референдума об объединении Южной Осетии с Россией, инициированного в последний момент, до широкого спектра выборных технологий. Победа далась Гаглоеву нелегко, но это была честная победа при безусловной поддержке избирателей.
Градус протеста был настолько высок, что еще долгое время электорат будет внимательней, чем обычно следить за шагами нового Президента, чтобы убедиться в правильно сделанном выборе. То есть глава государства, получивший кредит доверия от народа, должен в короткие сроки подтвердить, что заслужил это доверие и будет планомерно осуществлять обещанное. Поэтому первые сто дней – это витрина. Этот фактор следует учитывать прежде других, приступая к оценке деятельности Президента Алана Гаглоева за этот период.
Завышенные ожидания электората диктуют Президенту быстрый и четкий алгоритм действий по восстановлению законности и справедливости в стране, люди с первого дня ждут, что будут призваны к ответственности лица, виновные в совершении резонансных преступлений, разрешен Цънелисский кризис и навсегда ликвидированы пробки на таможне. К сожалению, с таким наследием, бонусом к которому была пустая казна, приступил к работе Алан Эдуардович.
Сто дней Президента Гаглоева начались 24 мая 2022 года, когда в своей инаугурационной речи он отразил первоочередные задачи, стоящие перед страной и ее руководством. Формулируя задачи, необходимо дать оценку существующей ситуации в наиболее кризисных сферах. В нашем случае это сфера законности и правопорядка, основополагающих прав человека, начиная с права на жизнь. Но сначала предстояло разобраться с назначенным на 17 июля референдумом по «объединению» с Россией.
Могла ли отмена Указа предшественника о судьбоносном для осетин референдуме спровоцировать внутриполитические проблемы? Ведь воссоединение с Россией действительно находит искренний отклик у жителей Южной Осетии. Во всяком случае, искушенное уже в политических играх население понимает, в какой ситуации разворачивалась кампания по референдуму, поставившая перед фактом и Южную Осетию, и Россию. Указ проигравшего выборы А. Бибилова можно было отменить, но А. Гаглоев вместо этого подписал новый Указ «О путях дальнейшей интеграции Республики Южная Осетия и Российской Федерации», в котором призвал учесть неопределенность правовых последствий вопроса, выносимого на референдум. Формулировка «Вы поддерживаете объединение Республики Южная Осетии и России?» заранее указывала на неосуществимость принятого решения, поскольку форма «объединения» требовала дополнительной предварительной проработки. Принимать решение в одностороннем порядке по вопросам, затрагивающим законные права и интересы Российской Федерации, Гаглоев посчитал недопустимым, так как, в соответствии с Договором между РЮО и РФ о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года, следует проводить согласованную внешнюю политику с взаимным учетом интересов. В соответствии с этим, Гаглоев обещал действовать с соблюдением международно-правовых норм и выполнением договоренностей с Российской Федерацией. Российская же сторона четко дала понять, что, при всем уважении к стремлению осетинского народа, в настоящее время не предпринимает никаких действий по данному вопросу. Делегация, сформированная в соответствии с Указом Президента Гаглоева, провела консультации в Москве в Министерстве иностранных дел и Администрации Президента РФ, после чего ознакомила общественность с их результатами. Никаких признаков внутриполитической дестабилизации в связи с переносом референдума до более подходящих обстоятельств, объективно не наблюдалось, это говорит о зрелости юго-осетинского общества и его доверии к Президенту.
В ходе визита в Москву Алан Гаглоев провел свои первые встречи в Москве. В беседе с Министром экономического развития М. Решетниковым Президент Гаглоев подтвердил, что Южная Осетия готова к продолжению сотрудничества с Российской Федерацией, которая оказывает огромную помощь республике. Стороны обсудили приоритеты в дальнейшей совместной работе. Спустя некоторое время, в августе 2022 года в Москве было подписано соглашение с Минэкономразвития РФ о содействии в реализации Государственной программы социально-экономического развития РЮО на 2022-2025 годы.
Знаменательная встреча состоялась у Алана Гаглоева с Министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, в ходе которой стороны рассмотрели ключевые вопросы двусторонней повестки дня, внешнеполитической координации, положения дел на Женевских международных дискуссиях по безопасности в Закавказье, российской специальной военной операции по защите Донбасса. Подчеркнули еще раз, что отношения двух стран строятся на основе союзничества и стратегического партнерства, которые интенсивно развиваются.
Состоялась также встреча со статс-секретарем – заместителем Министра внутренних дел Игорем Зубовым, в ходе которой стороны обсудили вопросы повышения эффективности работы Совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел, подготовки кадров и другие аспекты правоохранительной деятельности РЮО и РФ.
В начале августа Президент Алан Гаглоев встретился в Москве с Заместителем Руководителя Администрации Президента России Дмитрием Козаком и обсудил с ним ситуацию, сложившуюся на пункте пропуска «Нижний Зарамаг», где последний год наблюдаются ежедневные километровые пробки в обе стороны. Алан Гаглоев предложил идею реконструкции пункта пропуска, что может облегчить его пересечение гражданами Южной Осетии. Это один из наиболее актуальных вопросов для Южной Осетии в настоящее время, и есть надежда, что российская сторона проявит понимание в этом деле.
Уже через несколько дней после вступления в должность Президент поручил Генеральной прокуратуре проведение ряда проверок, касающихся законности предоставления гражданства РЮО иностранцам, присвоения гражданам РЮО воинских званий, классных чинов и т.д., выдачи наградного боевого оружия, а также списания служебных автомобилей. Это распоряжение было встречено в республике с воодушевлением, так как ничего подобного в отношении предыдущих руководителей после истечения срока их полномочий раньше не наблюдалось. Здесь следует отметить очень важный момент: Президент Гаглоев фактически ставит крест на собственной гарантии неприкосновенности в будущем, поскольку пришедший после него к власти новый руководитель государства может применить этот прецедент в отношении него самого, и это фактически означает твердое обещание работать безупречно в течение всего срока президентства и требовать того же с подчиненных.
По завершении отведенного на проверки месяца, Генеральная прокуратура стала докладывать о выявленных массовых нарушениях закона – о растрате бюджетных средств, мошенничестве, превышении полномочий и т.д. В частности, возбуждены уголовные дела по законности расходования бюджетных средств, выделенных Министерству обороны в связи с выявлением миллионных завышений на стоимость ремонтных и строительных работ за 2020-2021 годы. Дело возбуждено также в отношении генерального директора РГУП «Дорэкспострой» в связи с хищением имущества и растратой средств. Большой интерес вызывает по сегодняшний день акт казначейской проверки Российской Федерации, результаты которой пока не были обнародованы, несмотря на требование общества. На основании акта Генпрокуратура в настоящее время проверяет деятельность порядка 50 организаций.
Все эти шаги вызывают интерес и одобрение общества, которое надеется на нормальную, защищенную законом жизнь. Больше всего надежд связано с раскрытием дела об убийстве И. Джабиева, это, пожалуй, самая трудная задача новых властей, что объясняется жестким требованием общества. Президент обещает довести данное дело до логического законного конца, а именно: «Все виновные в этом деле должны понести соответствующие наказания в рамках закона. Еще раз хочу подчеркнуть: мы за рамки закона никогда не переходили и переходить не будем». Как из ящика Пандоры тянутся из материалов Генпрокуратуры новые дела, новые фигуранты. Работы у Генпрокуратуры много, но эта работа себя оправдывает, потому что за долгие годы правового «беспредела» репутация надзорного органа значительно пострадала.
Радостной вестью в первые дни президентства Гаглоева стало условно-досрочное освобождение из заключения Георгия Кабисова, бывшего председателя Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций. Он провел в заключении пять с половиной лет, то есть больше половины срока, но только сейчас его ходатайство было удовлетворено судом. Что ж, учитывая общую тенденцию к восстановлению справедливости, следует рассчитывать, что за освобождением Кабисова последует и закономерное продолжение, т.е. он будет оправдан и восстановлен в правах.
Президент требует информировать Парламент обо всех раскрытых нарушениях, подчеркивая еще раз прозрачность производимых проверок и ту высокую роль, которую отводит Алан Гаглоев Парламенту страны и его отношениям с исполнительной властью. Как сторонник идеи перехода на смешанную систему правления, Президент считает необходимым уступить часть контрольных и иных полномочий Президента Парламенту. Для начала Алан Гаглоев вернул норму закона об обязанности министров представлять отчет о проделанной работе Парламенту, что будет способствовать выстраиванию системы сдержек и противовесов, как основополагающего принципа демократического государства. Ну а в дальнейшем речь может идти о глубинных реформах, которые давно назрели в Государстве Алания.
Первое, на что каждый раз обращает внимание электорат после того, как Президент занимает кабинет на восьмом этаже, это кадровая политика. Как мы помним, уже после второго тура выборов, незадолго до инаугурации действующий тогда еще Президент А. Бибилов подписал указы об освобождении от занимаемых должностей целого ряда чиновников высшего звена, в том числе и тех, кому предстояло принимать решения и подписывать документы до назначения новых руководителей. Это осложнило работу в период до назначения новых лиц. В частности, в Министерстве юстиции были освобождены от занимаемых должностей Министр и ее Первый заместитель. Представленный на утверждение Парламенту на должность Председателя Правительства Константин Джуссоев вызвал сначала вопросы, поскольку политикой он не занимался и был менее известен, чем остальные представители команды Гаглоева, из которых, как ожидалось, и будет выбран Премьер. Впоследствии именно тот фактор, что Джуссоев не политик, а опытный и успешный строитель и, к тому же, новое лицо в руководстве страны, как раз сыграл позитивную роль в отношении к нему как к государственному деятелю. Константин Хасанович оказался человеком открытым, с которым люди легко идут на контакт и доверяют его слову. Но речь идет не о популярности назначенного Премьера, а о его способности вывести республику из состояния экономического застоя, создать рабочие места, решать вопросы социальной сферы, сельского хозяйства, которое можно сделать приоритетным направлением в экономике республики за счет производства экологически чистой продукции. Президент – экономист по образованию – вместе с сильным Премьером дает надежду на реальное развитие экономики страны.
Кабинет министров продолжает формироваться. Отрадно отметить, что есть новые лица – Министр юстиции Олег Гаглоев, Министр культуры Рада Дзагоева, Министр иностранных дел Ахсар Джиоев, Министр обороны Марат Павлов, Министр внутренних дел Валерий Газзаев. Назначены главы районных и городской администраций. Большой интригой остаются должности руководителей таких важных ведомств, как Министерства образования и здравоохранения. Есть и разногласия в обществе по поводу ряда кадровых решений: в частности, снятие с должности Министра здравоохранения С. Наниева и и.о. Министра обороны В. Пухаева. Надо отметить, что оба направления одни из самых сложных на сегодняшний день. Так, очевидно, что в сфере обороны набралось много болезненных вопросов, особенно в свете Специальной военной операции РФ по защите Донбасса. Многие военнослужащие 4-й военной базы, перешедшие туда из Министерства обороны РЮО, направлены в Донбасс, среди них, к сожалению, есть погибшие. В этом свете с новой остротой встал вопрос о воссоздании собственных боеспособных вооруженных сил Южной Осетии. Видимо, понимая эту задачу, новый Министр обороны М. Павлов отметил, приняв должность, что: «Основной упор в работе будем делать на подготовку национальных кадров и улучшение боевой подготовки». Свои, накопившиеся за долгие годы проблемы есть и в сфере здравоохранения, причем они разрослись до таких масштабов, что стали не ведомственной, а государственной задачей. Прежде всего, это касается отсутствия эффективной качественной современной медицины, в связи с чем зачастую пациентов приходится транспортировать «за пределы республики», как принято писать, чтобы не подчеркивать, за какие именно пределы. В сфере здравоохранения нужен и хороший менеджмент, и современное оборудование, и специалисты, подготовка кадров в лучших вузах России, так что этот вопрос придется решать даже не на министерском, а на самом высоком уровне, президентском, при самой действенной помощи России, разумеется.
От Президента Гаглоева ждут действенных шагов и по разрешению Цънелисского кризиса, хотя, говоря по справедливости, этот вопрос гораздо сложней, чем представляется. На сегодняшний день Парламентская комиссия по делимитации и демаркации государственной границы Южной Осетии продолжает работу по определению линии прохождения границы с Грузией. Изучаются материалы архивов, где обнаружены значительные расхождения с декретом от 1922 года. Президент РЮО утвердил своим указом Положение о комиссии, согласно которому и будет вестись дальнейшая работа над картой, а завершиться она должна переговорами с грузинской стороной при участии Российской Федерации.
Цънелисский кризис стал основным мотивом закрытия пунктов пересечения границы с Грузией в Ленингорском и Дзауском районах, что вызвало огромное количество проблем и человеческие трагедии у местного населения. Самое главное, что это решение ни на минуту не приблизило к разрешению конфликта, вызванного установлением полицейского поста в районе села Уиста (Цънелис). Ситуацию усугубила пандемия коронавируса. Только при Президенте Гаглоеве стало возможно в ответ на ходатайство местных жителей и администраций районов принять решение о возобновлении работы пунктов пересечения границы с Грузией для жителей Ленингорского района «Раздахан» и Дзауского района «Переу» в течение 10 дней в месяц.
Учитывая масштабность проблем, которые предстоит решить Алану Гаглоеву, проголосовавшие за него люди согласны на постепенное продвижение, без стремительных революционных преобразований, хотя иногда можно услышать пожелания работать динамичней. За сто дней, конечно, можно было продемонстрировать более яркие, даже эксцентричные шаги, но показушный стиль работы определенно не подходит Алану Гаглоеву. В любом случае сейчас, после 100 дней президентства, его стиль руководства для избирателей все еще новый и, более того, этот стиль во многом формируется запросами граждан. А самое главное требование к Гаглоеву – создать четко функционирующее Правительство, реагирующее на нужды граждан, вести страну к экономическому и политическому развитию, обеспечивать безопасную жизнь граждан, поддерживать деятельность общественных институтов, способствовать сохранению и развитию национальной культуры, семейных ценностей. Вернуть Осетию народу!
Инга Кочиева, газета «Республика»