Президент рассказал о процессе восстановления республики, предстоящих в будущем году президентских выборах, экономической ситуации, коснулся вопросов безопасности и референдума о вхождении в состав РФ.

Леонид Тибилов на днях принял участие в открытии мультимедийного редакционного центра Sputnik в Цхинвале. Здесь он ответил на вопросы корреспондентов Sputnik Южная Осетия и РИА Новости об актуальных аспектах политической и социально-экономической жизни республики.

—  Леонид Харитонович, скоро исполнится восемь лет с момента признания независимости Южной Осетии. В результате обстрелов со стороны грузинских войск в августе 2008 года многие дома и объекты инфраструктуры в Цхинвале были разрушены. Как вы оцениваете работы по восстановлению?

— Все помним, что, когда в 2012 году я начал работать, мы Цхинвал застали в таком виде, что по улицам практически нельзя было пройти. Это были подготовительные работы, но все-таки была некоторая ошибка в том, что весь город был перекопан и люди испытывали большие трудности.

Я сразу поставил перед собой задачу — во что бы то ни стало взяться за дело и отремонтировать улицы. И сегодня мы можем сказать, что восстановительный процесс идет к своему завершению. К концу года будут закончены еще 11 улиц, к 2017 году останется примерно столько же. Здесь мы должны понимать, что это не только одно мероприятие (сам ремонт), а комплекс процедур — подземные коммуникации, освещение, кабельные сети и многое другое, что необходимо делать прежде, чем дороги будут заасфальтированы.

К концу 2017 года можно будет говорить о завершении работ по восстановлению Цхинвала. Конечно, все еще остаются частные дома, которые были повреждены не только в 2008 году, но и задолго до этих событий. Но, к сожалению, программа восстановления, капитального ремонта и нового строительства частного сектора завершилась. То, что было предусмотрено, в том числе финансовые возможности, подошло к концу, и сегодня мы уже не можем эту работу продолжить. Те строения, которые были восстановлены, мы посчитали наиболее приоритетными.

—  Какой контроль сегодня осуществляется за расходованием средств, выделяемых на строительство из российского бюджета?

— До 2012 года на многие объекты были выделены средства, но на них не было никакой документации, поэтому средства ушли, а объекты остались недостроенными, поскольку строительство и финансирование без документации запрещено. И я благодарен, что такое решение было принято. Потому что сегодня мы можем отчитываться за каждый рубль, поступающий из России. Могу привести пример — Счетная палата РФ, начиная с 2013 года, не обнаружила ни одного случая нецелевого использования финансовых средств. Хотя в их заключениях отмечаются факты неэффективного использования средств. Но сразу хочу отметить, что это тот случай, когда переходящие объекты потянули за собой «неэффективное использование».

То, что касается коррупционных уголовных дел, одним из моих первых распоряжений Генпрокуратуре и КСП (Контрольно-счетной палате — ред.) было проверить, как расходовались средства с 2009 по 2012 год. Было возбуждено около 70 уголовных дел. Примерно 47 были направлены в РФ для дальнейшего расследования, поскольку их фигуранты на тот момент уже находились на ее территории. Мы сегодня следим за работой, которая ведется по этим уголовным делам. Нельзя сказать, что она результативная, но все-таки после реализации Договора о союзничестве и интеграции мы будем иметь больше возможностей сотрудничать с МВД, Генпрокуратурой, другими структурами России, чтобы получить возможность вернуть хотя бы часть украденных средств.

Сегодня все средства направляются по адресу и используются на ремонт дорог, строительство социальных объектов. Прекрасный пример — дорога в Ленингор. Только проектно-сметная документация стоила около 200 миллионов рублей, но сегодня мы можем добраться до района всего за час.

Еще один важный объект — университет, который будет построен в 2017 году. Меня радует, что тендер выиграла местная строительная компания. Темпы работ я оцениваю как очень высокие, строительство идет с опережением сроков.

Мы можем отметить строительство театра, но здесь график работ был нарушен. Сейчас приняты очень серьезные меры, чтобы строительная организация изменила свои подходы. Сроки завершения определены, и будем надеяться, что в ноябре 2016 года он будет введен в эксплуатацию.

В районах мы можем похвастаться, что в 2015 году построены школы в Знаурском районе, в Квайсе. Они отвечают всем современным требованиям, они функционируют, работают. Также построены детские сады в городе, крупных селах. Примерно такие изменения произошли за последние четыре с половиной года.

—  В апреле 2017 года пройдут президентские выборы. Собираетесь ли вы баллотироваться на очередной срок?

— До выборов пока много времени, около девяти месяцев. Нужно работать. Как подойдет время выборов, мы определимся. Но я не исключаю того, что буду баллотироваться на пост президента.

—  Референдум по вопросу присоединения Южной Осетии к России перенесен на следующий год. Состоится ли он вообще? Будут ли вопросы как-либо дорабатываться? Как относится к этому население республики?

— Этот вопрос для всех нас, жителей Южной Осетии, очень серьезный. По рекомендации политсовета референдум был перенесен на 2017 год. Это время нужно для подготовки к нему. Имеется два предложения касательно проведения референдума.

После консультаций с российскими коллегами мы пришли к общему решению — путем внесения изменений в статью 10 Конституции РЮО, которая гласит, что Республика Южная Осетия вправе входить в союз с другими государствами, я вышел с предложением на основании результатов референдума 1992 года дать возможность и право действующему президенту с согласия парламента РЮО обратиться к высшему руководству России о принятии РЮО в состав РФ как отдельного субъекта. Это — мое предложение, и это было бы внутренним делом Южной Осетии.

Президент на сегодняшний день не имеет права обратиться с этим вопросом (о принятии РЮО в состав РФ — ред.), так как это серьезное нарушение нашей Конституции, ведь статья 1 говорит о том, что РЮО — суверенное, независимое государство. В предлагаемом мной варианте по предложению действующего президента народ проголосовал бы за то, дают ли они право президенту с согласия парламента обратиться к президенту РФ с вопросом о вхождении в состав России.

Это предложение обсуждалось различными политическими и общественными организациями параллельно с предложением, которое выдвинул руководитель партии «Единая Осетия» Анатолий Бибилов. Партия предложила провести референдум о прямом вхождении в состав РФ. Некоторые разногласия среди населения побудили действующего президента вынести этот вопрос на обсуждение политсовета при президенте Южной Осетии. Мы также учли предложения разных политических партий и организаций и приняли рекомендации политсовета о переносе референдума после президентских выборов 2017 года.

—  В 2011 году было зарегистрировано огромное количество кандидатов в президенты. Не так давно ЦИК направил в парламент ряд поправок в выборное законодательство. Как, по Вашему мнению, поправки скажутся на предстоящей выборной кампании?

— Это серьезный вопрос. Из-за событий 2011 года наше общество могло оказаться в тяжелейшей ситуации. Сегодня мы должны подготовить народ к выборам 2017 года. Народ подустал от этих выборов, им нужно помочь в облегчении избрания будущего президента. Поэтому ЦИК республики, проработав некоторые законы, вышел с предложениями в парламент с тем, чтобы изменить условия выдвижения кандидатур на участие в выборах президента. Дополнения в выборное законодательство сегодня обсуждаются в парламенте.

—  Южная Осетия получает финансовую помощь от РФ, но у республики есть потенциал. Возможен ли, по вашему мнению, выход на самостоятельное формирование бюджета за счет собственных доходов? Что делается для достижения этой цели?

— Ответить на данный вопрос непросто, ведь экономика Южной Осетии была разрушена. Поднимать все нужно с нуля и сельское хозяйство, и промышленность. В республике мало сделано для того, чтобы создать рабочие места, чтобы люди получали достойную заработную плату, хотя с января 2013 года ее повысили на 55%, что, естественно, повлияло на уровень жизни населения. Есть понимание того, что нужно развивать сельское хозяйство, использовать земли и ресурсы Южной Осетии.

Налоговыми нашими органами и другими структурами ведется работа, чтобы в бюджет республики были внутренние поступления.

Тем не менее, бюджет республики сегодня на 92 процента формируется из вливаний со стороны России, и только около 8 процентов — это собственные доходы. По сравнению с 2013 годом есть рост своих доходов, однако, этот рост нас не устраивает.

Ситуацию могут изменить инвестиции в экономику Южной Осетии. Такая работа ведется.

Компания «Евродон» приступила к строительству завода по переработке мясных продуктов. В работе будут задействованы около 30 человек. Республика практически полностью будет обеспечена своей продукцией. Помимо этого, создаются условия для сельских тружеников. Государство выделило около 50 гектаров земли в Цхинвальском районе, где осенью начнется закладка садов. На фабрике БТК-4 по пошиву одежды задействовано около 530 человек. Это тоже положительно сказывается на экономике республики.

—  В прошлом году мы все увидели торжественное открытие Дворца спорта «Олимп» имени Алины Кабаевой, но сегодня он пока не введен в эксплуатацию. Когда ожидать?

— «Олимп» передан республике, на объекте укомплектована штатная структура, штаты есть, отдельные секции уже работают. К сожалению, не работают пока плавательные бассейны, там обнаружена какая-то неполадка в вентиляционной системе. Это — единственная проблема, о которой мы проинформировали и Алину Кабаеву.

В ближайшее время ждем тренеров по гимнастике, летом здесь по договоренности с Кабаевой будут работать известные гимнастки. Мы провели турнир по боксу, борьбе. То есть комплекс готов к тому, чтобы проводить даже турниры международного уровня.

—  Насчет мобильного оператора, интернет и услуги связи? И почему в республике нет банкоматов? Что-то делается по этим вопросам?

— Буквально недавно было сообщение первого зампредседателя, встречи руководства Мегафона в Москве, вопрос качества и стоимости рассматривается и есть понимание всех этих проблем. Эти вопросы у правительства на контроле. Не забегая вперед, можно сказать, что в течение нескольких месяцев проблемы будут решены, планируется снижение тарифов на 30-40 процентов. Видимо, многое связано с человеческим фактором, произойдут и кадровые изменения.

Планы по привлечению новых операторов тоже есть. Рассматривается несколько вариантов. Но это пока преждевременно говорить что-либо конкретное. Банкоматы тоже появятся в нескольких самых оживленных точках города.

—  Заинтересованы ли власти Южной Осетии в увеличении численности российских военных на территории республики, например, путем создания базы или комплексов ПВО? Есть ли подобные планы?

— Тема присутствия военной базы на территории республики актуальна. Касательно повышения численности военных могу сказать, что на сегодняшний день тот контингент, который есть, способен решать поставленные задачи, поэтому вопрос об увеличении количества военных не стоит. Военные базы в РЮО обеспечены соответствующей техникой для обороны нашей республики.

—  Ведется ли модернизация югоосетинских вооружений на российских мощностях, в том числе танков Т-72 до уровня Т-72Б3 и вертолетов Ми-8?

— С началом полной реализации Договора о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г. в сфере военного сотрудничества наших стран будет начат процесс модернизации вооружения и военной техники ВС РЮО до соответствующего уровня 58 Армии Министерства обороны Российской Федерации.

МИА «Sputnik Южная Осетия»