Интервью с Президентом Южной Осетии Анатолием Бибиловым, который рассказал об экономических отношениях его государства с республиками Донбасса, о том, следят ли осетины за приключениями Саакашвили на Украине, и об участии украинцев в войне 08.08.08.

— Почему в отличие от Абхазии и Приднестровья Южная Осетия признала ДНР и ЛНР? Какими соображениями Вы руководствовались?

— Я убежден, что и ДНР, и ЛНР ждет скорое признание со стороны других стран. У обеих республик есть ресурсы для политического, социального и экономического развития, есть желание народа жить и строить свои республики, и это не должно остаться незамеченным в мире.

И ДНР, и ЛНР являются государствами, где есть власть и все атрибуты государственности, где народ действительно стремится к развитию, и которые соответственно воспринимаются в Южной Осетии как субъекты международного права.

Южная Осетия признала независимость ДНР и ЛНР потому, что мы считаем, что наша поддержка для них очень важна.

Мы сами прошли через то, что сегодня происходит на Донбассе — агрессия со стороны более сильного соседа, государственный терроризм, когда теракты против мирного населения осуществляются не запрещенными организациями, а по прямому приказу официальных структур.

Все это имело место в Южной Осетии. Поэтому решение о признании встретило в народе полную поддержку.

Надо отметить, что признавая ДНР и ЛНР, мы руководствовались чувством справедливости, соблюдая при этом все нормы международного права. За признанием последовало подписание договоров, соглашений, отношения сегодня развиваются.

Потенциал сотрудничества с ДНР и ЛНР весьма высок — и в политическом, и в экономическом, и в социальном направлениях.

— Встречались ли Вы с руководителями ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким соответственно, а также с государственными и военными деятелями ЛНР, ДНР? Какое впечатление они на Вас произвели?

— В ДНР я ездил и с официальным визитом, и с дружеским. Наши отношения с Александром Владимировичем складываются не только как отношения глав дружественных государств, но и как личные, братские. Мы оба можем гордиться, что дружим семьями.

Александр Владимирович невероятно патриотичный и деятельный человек, с непререкаемым авторитетом, всего себя отдающий служению Родине. Под его руководством Донецкая Народная Республика одновременно успешно отражает военную агрессию Киевского режима, возрождает производство, несмотря ни на что, строит мирную жизнь.

С Игорем Венедиктовичем встречался и не раз. И здесь, в Южной Осетии, и в Луганске. Глава ЛНР приезжал и на церемонию моего вступления в должность Президента. Он сконцентрирован на том, чтобы решать проблемы — экономические, социальные, — несмотря на тот государственный терроризм, который проходит в отношении этой братской нам республики.

И в ЛНР, и в ДНР государственные и военные деятели — это, в первую очередь, патриоты. Они работают в сложных условиях и, как я заметил, очень консолидированно.

Народ Донбасса же в целом вызывает безусловное уважение — это трудяги, люди, умеющие жить и строить, несмотря на все трудности.

— Расскажите об экономических связях Южной Осетии с ДНР и ЛНР? Какие товары из этих республик ввозит Ваша страна, а какие туда экспортирует?

— В настоящее время можно пока больше говорить о развитии межбанковской сферы, которую мы пытаемся сегодня наладить.

Что касается экономических отношений, несколько проектов сейчас находятся в разработке. В ДНР готовы предоставить свой рынок для товаров, которые производятся в Южной Осетии, и наоборот. Первой в Донецк поедет наша минеральная вода, потом, надеюсь и другие товары.

Что касается ЛНР, то на прошедшем недавно в Луганске экономическом форуме было принято решение ЛНР и Республики Южная Осетия разработать проект соглашения о сотрудничестве в сфере экономики и ходатайствовать и представить его руководителям республик для согласования. Это проект сейчас в работе.

— Существует ли военное сотрудничество между Южной Осетией и республиками Донбасса? Если да, то в чем оно заключается?

— Согласно большому рамочному Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, подписанном между нашими республиками, мы не ограничиваем свое сотрудничество ни в какой области, в том числе и в военной.

— Какое количество добровольцев из Южной Осетии побывало на войне в Донбассе?

— Невозможно говорить о точном количестве добровольцев, которые побывали в ДНР и ЛНР. И сегодня там находится много людей, которые горят желанием помочь народу Донбасса отстоять свое право на жизнь. Но официально Южная Осетия не направляла добровольцев, и поэтому количество тех, кто поехал служить народу Донбасса, неизвестно, но их достаточно.

— Следите ли Вы и вообще в Южной Осетии следят за сегодняшними приключениями Саакашвили на Украине, за его прорывом польско-украинской границы? Что бы Вы посоветовали нынешнему руководству Украины: как следует поступить с Михо?

— Да, в Южной Осетии знают о похождениях бывшего Президента Грузии, ситуации с его участием воспринимаются больше как анекдотичные. Тем не менее, неадекватность этого политика возрастает, и он может быть опасен для народа, среди которого живет, как был опасен и для грузинского народа.

Михаил Саакашвили находится в списках лиц, совершивших военные преступления. Эти списки на международный розыск Генпрокуратура Южной Осетии передала российским коллегам.

Я бы посоветовал киевским властям передать Саакашвили Южной Осетии, чтобы он ответил перед судом за совершенные преступления против человечности.

Власти Украины поступили бы в этом случае честно и могли бы еще хоть частично снять с себя груз ответственности за поставки вооружения Грузии, которое эта страна использовала против мирного населения Южной Осетии.

— Проводило ли руководство Южной Осетии расследование по поводу того, принимали ли украинские военные участие в войне 08.08.08 или нет? Установлено ли, на каких направлениях они воевали?

— Такое расследование проводилось в рамках общего расследования преступлений, совершенных на территории Южной Осетии в 2008 году. Была установлена причастность националистических движений Украины, были собраны материалы, подтверждающие присутствие на подконтрольных Грузии территориях украинских наемников, членов организации УНА-УНСО*.

Согласно данным следствия, они плотно взаимодействовали как с официальными военными структурами Грузии, так и с наемниками из других стран. В их записных книжках содержались методы ведения партизанской и диверсионной войны.

Кроме того, как я уже сказал, Грузия использовала против населения Южной Осетии тяжелую военную технику, переданную ей Украиной. Расследование участия Украины в войне августа 2008 года проводилось и комиссией Верховной Рады, которая заключила, что объемы поставок Украины Грузии превышали потребность в обороне, это было наступательное вооружение, которое в какой-то мере и спровоцировало начало агрессии.

Александр Чаленко, специально для «Русской Весны».