Президент Анатолий Бибилов принял Полномочного Представителя Президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурата Джиова, который ознакомил главу государства с итогами 43-го раунда Женевских международных дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье.

Мурат Джиоев рассказал, что дискуссии проходили по заранее утвержденной программе. 27 марта состоялись двусторонние встречи югоосетинской делегации с представителями международных делегаций ОБСЕ, Евросоюза и ООН.

«Мы выразили соболезнования российскому народу в связи с тяжелой трагедией, произошедшей в Кемерово и повлекшей за собой многочисленные человеческие жертвы», – сказал он.

Обсуждая вопросы стабильности и безопасности на югоосетино-грузинской государственной границе, участники встречи отметили отсутствие за последнее время серьезных инцидентов.

«Больших эксцессов с пересечением границы не произошло. Мы выразили сожаление по поводу того, что грузинская делегация при попустительстве Миссии наблюдателей Евросоюза сорвала встречу в рамках Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) 1 марта. Грузинская сторона попыталась объяснить это тем, что на фоне смерти гражданина Татунашвили они не могли обсуждать другие вопросы, на что мы заявили, что другие вопросы, которые должны были обсуждаться в тот день, тоже были важны для населения, живущего в районах, прилегающих к границе», – доложил глава югоосетинской делегации.

По его словам, грузинская сторона попыталась использовать смерть гражданина Грузии Арчила Татунашвили в Цхинвале для демагогических обвинений в адрес Южной Осетии, и югоосетинской делегацией была представлена аргументированная позиция относительно беспочвенности этих обвинений, а также заявлено о неприемлемости использования факта смерти Арчила Татунашвили для фальсификаций и грубых политических провокаций, осуществляемых грузинской стороной.

«Я им ответил, что у грузинской стороны нет заключения по поводу смерти Татунашвили кроме тех экспертных заключений, которые им передала югоосетинская сторона вместе с телом и что их разговоры не более чем политические амбиции», – сказал Мурат Джиоев.

Более того, – продолжил он, – мы обратили внимание участников Женевских дискуссий на то, что Парламент Грузии принял Постановление по поводу смерти Татунашвили.

«Я отметил, что основная их цель сводилась только к тому, чтобы еще раз обвинить российскую сторону и еще раз подчеркнуть пронатовскую ориентацию Грузии», – подчеркнул Полпред Президента.

Члены югоосетинской делегации особо обратили внимание на неоднократные нарушения наблюдателями МНЕС государственной границы Южной Осетии, в то время, как Миссия наблюдателей имеет мандат работы только на территории Грузии.

В связи с этим югоосетинская делегация вновь призвала грузинскую сторону приступить к совместной работе по обозначению линии прохождения государственной границы между Республикой Южная Осетия и Грузией.

Как отметил Мурат Джиоев, основное внимание в первой рабочей группе было сосредоточено на проекте заявления участников дискуссий о приверженности принципу неприменения силы, которое могло бы стать конструктивным шагом в направлении дальнейшей работы по выработке документа, гарантирующего безопасность Южной Осетии и Абхазии со стороны Грузии, и создания системы безопасности и региональной стабильности.

Представители американской делегации проявили крайнюю неконструктивность, они предложили внести в проект заявления заведомо неприемлемые изменения, противоречащие формату и самому духу Женевских дискуссий, сводили к нулю усилия по восстановлению доверия, предпринятые в ходе многих предыдущих раундов.

«А именно, что заявление принимают страны-участники соглашения от 12 августа 2008 года, т.е. они тем самым пытались вычленить из участников Южную Осетию и Абхазию. Мы им сказали, что эту формулировку мы даже не будем рассматривать и что ситуацию дестабилизирует именно американская делегация», – сказал он, добавив, что работа по подготовке заявления участников Женевский дискуссий будет продолжена на следующем раунде.

В группе по гуманитарным вопросам состоялось обстоятельное обсуждение ряда важных тем, включая проблему без вести пропавших на территории Грузии осетин.

«Мы спросили у представителей Евросоюза, почему они, делая громкие заявления по делу Татунашвили, не говорят и о том, что 10 лет матери Южной Осетии не знают, что стало с их детьми, одному из которых, на тот момент не было и 16 лет?!» – сказал он.

Представители ОБСЕ подтвердили, что работа международного эксперта по поиску без вести пропавших граждан Южной Осетии будет продолжена.

При обсуждении же вопросов культурного наследия внимание участников дискуссий было заострено на проблеме сохранности осетинских историко-культурных памятников на территориях Восточной Осетии, находящихся под контролем Грузии.

«Глава американской делегации в своем вступительном слове отметила, что в Грузии действительно наблюдается отсутствие возможности обучения на осетинском языке», – подчеркнул Мурат Джиоев.

Выслушав доклад, Президент выразил слова благодарности югоосетинской делегации за плодотворную работу.

«Необходимо более широко сотрудничать с международными организациями, которые задействованы в Женевских дискуссиях. Вы это успешно делаете, за что вам большое спасибо. Думаю, в дальнейшем вы будете наращивать сотрудничество, отстаивая интересы Южной Осетии», – сказал Анатолий Бибилов.

Он также отметил, что действия руководства Южной Осетии по выдаче тела Арчила Татунашвили, конечно же, были правильными.

«Как я понял, с этим по умолчанию согласились и европейцы. Неприятно слышать некоторых политиков, которые выносят подобные дела на политический уровень. Многие политики, считающие себя политическими тяжеловесами, начинают худеть от того, что далеко отошли от финансовых средств России, которые они использовали в своих целях. Сейчас им ничего не осталось, кроме как обвинять руководство Южной Осетии в каких-то неправильных действиях. Мы все сделали правильно», – заявил глава государства.

Анатолий Бибилов подчеркнул, что все силы надо сконцентрировать на поиске без вести пропавших, усилить работу на максимально возможные обороты, в том числе и с представителями международных организаций.

«Надеемся, что мы этих ребят найдем. Наша задача искать их до упора. Мы готовы выплатить денежное вознаграждение тем людям, которые дадут нам хоть какую-то информацию по месту их нахождения», – сказал Президент.