В Государственном комитете информации и печати состоялась презентация монографии заслуженного деятеля науки Республики Южная Осетия, доцента кафедры философии ЮОГУ им. А. Тибилова, кандидата философских наук Коста Дзугаева «Понятие «окна возможностей» применительно к интеграционно-воссоединительному процессу Осетии (1925 г.)», которая является продолжением исследовательской программы, начатой монографией, посвящённой событиям 1917-1921 гг.

На мероприятие были приглашены Президент Анатолий Бибилов, Председатель Парламента Петр Гассиев, Министр образования и науки Натали Гассиева, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Абхазия в Республике Южная Осетия Алан Елбакиев, представители Посольства Российской Федерации в Республике Южная Осетия, а также научных кругов севера и юга Осетии.

Автор монографии поблагодарил всех собравшихся, адресовав особую благодарность Анатолию Бибилову за уделенное время. Он сообщил, что в представленном научном труде рассматриваются события 1925 г. – второй попытки осетинского народа к воссоединению.

«Первая попытка воссоединения 1917-1921 гг. относительно неплохо была освещена в советское время, хотя и с идеологической поправкой на первоочередное внимание революционной проблематики.

В этом отношении попытке воссоединения 1925 г. не повезло, она до последних лет оставалась вне внимания историков, политиков и средств массовой информации. Причина такого положения вещей вполне понятна: грузинским историкам это заведомо не нужно было, над владикавказскими историками довлела идеология дружбы народов, которая запрещала упоминать все, что могло повредить грузино-осетинской дружбе, а югоосетинские историки были под неусыпным контролем соответствующих грузинских структур», – сказал Коста Дзугаев.

Вместе с тем, он подчеркнул, что с точки зрения научного содержания попытка воссоединения осетинского народа в 1925 г. не менее интересна и поучительна, чем попытка революционного времени, а в политико-идеологическом плане она гораздо значительнее, поскольку выявляются механизмы, используемые враждебными для Осетии силами по блокированию судьбоносных вопросов.

«Я особо подчеркну, что считаю главным этическую составляющую исследуемого периода, его нравственный императив. Когда читаешь документы того времени, первое, что бросается в глаза – нарастающее разложение югоосетинского национально-освободительного движения, губительное разрушение единства в руководящем слое, противопоставление друг другу вчерашних соратников в борьбе за свободу и воссоединение Осетии. Врагам осетинского единства удалось этот процесс эффективно использовать, а главным инструментом этой антиосетинской работы стала клевета.

Методика данной деятельности определяется старым римским лозунгом «Клевещи смело, всегда что-нибудь останется». Клевета в нашем историческом контексте познается безошибочно, даже не как капля, которая точит камень осетинского единства, а как таран, которым непрерывно бьют наши враги, разрушая самое необходимо качество нашего общества – его все еще сохраняющееся чувство плеча друга», – отметил ученый.

По словам Коста Дзугаев, применительно к югоосетинскому обществу он использует концепт «народ-семья» наряду с такими концептами, как «народ-гарнизон», «народ-герой», исходя из культурологических, этнологических, психологических и социологических характеристик осетинского народа. Ученый отметил, что «народ-семья» – это такое этнокультурное общество людей, где наблюдается очень короткое социальное расстояние между каждыми двумя людьми. По его мнению, именно этот особый тип единения людей помог югоосетинскому народу выстоять в борьбе с многократно превосходящим противником и прийти к признанию государственной независимости.

Глава государства выразил слова благодарности Коста Дзугаеву за последовательное отстаивание идеи воссоединения Осетии и за его научные труды, которые, по словам Анатолия Бибилова, актуальны не только в настоящее время, но и для будущих поколений, которые смогут изучать неоспоримые доказательства того, что Осетия должна быть едина в составе Российской Федерации.

«Я всегда подчеркиваю, что идея вхождения Южной Осетии в состав Российской Федерации не является чьей-то личной идеей. Это идея, которая начала жить с момента разделения Осетии на южную и северную части. Тогда эта идея зародилась, она живет до сих пор, но, к сожалению, пока не осуществившись.

Нас ругают, говорят, что у нас есть независимое государство, за которое боролись столько времени и, наконец, получили. Я разговаривал с людьми, которые воевали в 1989-1990 годах, но ни один мне не сказал, что кто-то боролся за независимость Южной Осетии вне географических границ Российской Федерации и рассматривал Южную Осетию отдельно от Северной Осетии», – сказал он.